Внедрение mySAP Business Suite на Рязанской ГРЭС - проект во многом примечательный. Это был первый опыт внедрения продукта SAP на федеральной электростанции в России.

Рязанская ГРЭС

Около 3 тысяч занятых, из них 25 — сотрудники ИТ-отдела. Рязанская ГРЭС — крупнейшая в Европе и одна из самых мощных в России. Она снабжает энергией население и предприятия Рязанской, Московской, Липецкой, Владимирской, Воронежской и других областей, а также Республики Чувашия.

Решение использовать mySAP Business Suite для создания системы управления предприятием было принято в 2002 году, еще до того, как Oracle заключила стратегическое соглашение о сотрудничестве с РАО ЕЭС. Летом 2003 года предварительный план реализации проекта, включая смету, был готов. Требовалось принять окончательное решение о финансировании. Сергей Жилкин, директор по ИТ Рязанской ГРЭС, отстаивал свой выбор на самом высоком уровне, доказывая, что пойти выбранным путем будет лучше, эффективнее, быстрее. В конце концов ему удалось убедить тех, кто принимал решения: именно mySAP Business Suite лучше всего подойдет для предприятия, а внедрение в заявленном объеме будет быстрым (не более года). Альтернативой была Oracle e-Business Suite. Выбирая из этих двух продуктов, Сергей Жилкин, по его словам, в основном опирался на успешные многочисленные внедрения SAP в Европе и в мире, причем именно в энергетике. А особенно его привлекло то, что mySAP Business Suite позволяет организовать систему стратегического управления на основе BSC. Пока еще этот подход на Рязанской ГРЭС не реализован, но такие намерения есть.

Подрядчик - OXS, группа компаний Optima. Выбор остановился на этой компании в основном потому, что она имела опыт работы в отрасли, удачно проведя несколько проектов для региональных энергокомпаний. Кроме того, консультанты OXS по SAP показались лучшими по соотношению цена/качество. Дополнительным доводом в пользу OXS явилась также договоренность о поэтапной оплате ее услуг по мере достижения оговоренного результата на каждом временном отрезке проекта.

Внедрение действительно происходило быстро, в общей сложности заняло 10 месяцев: договор был подписан в октябре 2003 года, а в июле 2004 года началась продуктивная эксплуатация. Сдвиги сроков в ходе внедрения не превышали месяца. Как отмечает Сергей Жилкин, одна из причин такого успеха - основательная предварительная подготовка проекта. В частности, еще до начала всех работ по mySAP Business Suite примерно полгода ушло на разработку классификаторов.

Управление проектом

Внедрение шло по стандартной методологии Accelerated SAP. Сергей Жилкин считает, что те, кто высказывает сомнения в применимости стандартной методики вендора, просто не знакомы с проектным управлением. "Ничего там нет особенного, стандартные процедуры проектного менеджмента, а тех, кто ратует за отход от них, нужно в первую очередь спрашивать о достигнутых результатах", - говорит Сергей Жилкин.

Надо отметить, что на Рязанской ГРЭС к управлению проектами относятся весьма серьезно. Шесть управляющих высшего звена - сертифицированные специалисты по управлению проектами IPMA. Причем сделано это было еще до внедрения ERP. "Для меня курсы по проектному менеджменту IPMA оказались очень полезны. - рассказывает Сергей. - Курс не такой уж длинный. Не могу сказать, что что-то принципиально новое я там узнал. Но в результате этого обучения из моего личного опыта и того, на что мне там открыли глаза, сложилась стройная система. Именно эта система и позволяет вести такие сложные проекты, как внедрение SAP. Любая задача имеет решение. Не бывает нерешаемых задач. А что касается хождения "другим путем" в области методологии внедрения, то и Ленин же пошел "другим путем", и куда мы попали в результате?".

У ОАО "Рязанская ГРЭС" есть и сертификат соответствия корпоративного менеджмента европейским стандартам. Сергей видит в этом в первую очередь заслугу генерального директора ГРЭС Владимира Морозова, отмечая парадоксальную ситуацию: на большинстве станций сварщики, турбинисты, другой технический персонал систематически проходят курсы повышения квалификации, но почему-то обучением менеджеров редко занимаются серьезно, хотя и средства для этого есть, и, главное, иначе уже работать нельзя.

Не случайно в конце апреля компания была награждена международной премией "Европейский стандарт", которая присуждается решением Европейской общественной комиссии за "значительные заслуги в деятельности по сближению российских и европейских стандартов в экономической и социальной сферах общественной жизни и выдающийся вклад в модернизацию управления российской электроэнергетической отраслью и эффективную инновационную деятельность". Предприятие превратилось в своеобразную инновационную зону российской энергетики. На Рязанской ГРЭС отрабатываются многие организационные и технологические разработки, которые затем используются в процессе реформирования РАО ЕЭС.

Естественно, что в ходе проекта и бизнес-процессы компании изменялись, подстраиваясь под заложенные в SAP практики, и, наоборот, стандартные процессы приходилось менять, приводя в соответствие с реальностью. "А иначе либо надо всем превратиться в немцев, либо, что еще сложнее, законодательство наше изменить", - шутит Сергей Жилкин. "Материальные потоки, касса и основные фонды - этой функциональности совершенно достаточно для того, чтобы каждый день получать реальную картину, и она стабильно работает. А финансы, бухгалтерский учет, налоги, бюджетирование у нас все время меняются законодательством. Вот тут не прекращаются доработки, перестройки".

Человеческий фактор

Естественно, обсуждая ERP-проект, нельзя избежать вопроса о достигнутом эффекте. На него Сергей Жилкин отвечает нетрадиционно: мы избавились от влияния человеческого фактора. Зависимость от бухгалтерии, от жестких временных рамок получения отчетности ликвидирована. "Мы видим все экономические и финансовые показатели в режиме онлайн, соответственно и реагируем оперативно", - говорит он.

С его точки зрения, принципиальным не только для внедрения какой-либо ERP, но и для отрасли в целом является переход к процессным методам управления. Отдельный сотрудник должен перестать быть хранителем и распорядителем уникальной информации. Но расставаться со своей уникальной ролью никто не хочет. Сопротивление на Рязанской ГРЭС было значительным. Когда началась промышленная эксплуатация, именно поведение сотрудников привело к некоторому растягиванию сроков исполнения отдельных задач. Основным аргументом было нежелание брать на себя дополнительную нагрузку, которая возникает при переходе на новую систему. Чтобы справиться с этим, применялись и суровые административные меры, и убеждение, и материальные поощрения. По мнению Сергея Жилкина, сработал именно комплекс мер, ни одна из них по отдельности эффекта бы не дала. Увольнять уже обученного человека смысла нет по его мнению, учеба обходится недешево, лучше ему приплачивать за квалификацию, но главное - жесткий контроль. "Все же менталитет пока остается советским: не заработную плату, а получку ждут сотрудники", - с сожалением констатирует он.

Дальнейшие перспективы

До перехода на mySAP Business Suite для автоматизации станции использовался набор мало связанных между собой приложений, в том числе самописные разработки и алгоритмы внесения данных в Excel, разработанные "ГВЦ энергетики". Некоторые из самописных модулей работают до сих пор, в частности кадровый учет и расчет зарплаты. В ближайших планах - переход на стандартный модуль SAP HR. Кроме того, планируется расширить функциональность в области технологического обслуживания и ремонтов (модуль ТОРО), пока реализована только небольшая ее часть. "Управление технологическим процессом - это дело долгое, хлопотливое, серьезное, но наши технологические службы, желая получить инструмент планирования работ, относятся к внедрению очень заинтересованно", - рассказывает Сергей Жилкин.

Параллельно проекту ERP шла модернизация АСУТП на двух блоках станции. Теперь, когда она завершена, можно планировать и интеграцию этих систем. Существовавшую систему учета электроэнергии тоже перестроили. Налаживается и ее взаимодействие с SAP. Новая система учета действует на базе программно-аппаратного комплекса СИКОН, к которому программисты Рязанской ГРЭС написали модули, оптимизирующие работу диспетчеров.

Что касается возможности тиражировать лучшие практики и конкретные решения, Сергей Жилкин полагает, что в рамках одной ОГК это делать нужно непременно, но, конечно, не в режиме "клонирования". Сложнее всего при этом окажутся процессы финансового управления и учета. О распространении практики внедрения ERP можно говорить только после модификации системы управления, перехода на процессное управление.