Ольга Мельник

Чтобы в России что начать, нужна бумажка и печать. Присловье это старинное, но по-прежнему справедливое. Однако развитие ИТ вносит свои нюансы. Информационные технологии развиваются гораздо быстрее, чем идет их правовое осмысление. Краткое описание нынешнего положения дел, данное Владимиром Голобоковым из Федерального агентства по информационным технологиям, как нельзя лучше характеризует ситуацию с использованием электронной подписи (ЭЦП).

После принятия в 2002 году Закона об электронной цифровой подписи инструмент этот стал применяться в стране весьма широко. Целый ряд коммерческих холдингов с разбросанными по всей стране дочерними компаниями успешно используют ЭЦП для своих внутренних нужд. Есть подобные примеры и в государственных ведомствах. Но в силу несовершенства законодательной базы цифровая подпись сегодня действенна только в пределах организации, все равно - коммерческой или государственной.

До сих пор в России формально нет электронных документов. Как нет и правовых норм, которые описывали бы их и определяли порядок обращения с ними. И пока такое положение дел будет сохраняться, все разговоры о широком применении ЭЦП, в том числе и для государственных нужд, остаются не более чем "белым шумом". От несовершенства правовой базы в этих вопросах страдают все государства, пытающиеся ввести у себя электронный документооборот В некоторых европейских странах, в частности в Германии, вопрос уже решен и электронный документ признан легитимным.

Когда произойдет признание юридической значимости электронных документов в России, прогнозировать пока сложно, но ворчанием по поводу отсутствия законов дела не поправить. Нужны реальные технологии и большая законотворческая работа, чтобы появилась наконец возможность применять электронные документы в межведомственном взаимодействии и гражданам при общении с государством, и между собой.

Часть связанных с этими вопросами проблем пока висит в воздухе: ими не занимается никто. Например, разработка стандартов электронных документов и норм их хранения, архивации. До определенного времени стандартизацией в области бумажного документооборота занимался Росархив. Им был выпущен приказ, на основе которого ведомства разрабатывали инструкции о создании архивов, определяли собственные необходимые стандарты и реквизиты. Но больше Росархив не занимается даже бумажным документооборотом, а уж электронным - и подавно. Как общественные организации над стандартами электронных документов работают Гильдия управляющих электронным документооборотом и ВНИИДАД, но пока нет решений государственного уровня, вся их деятельность остается подготовительно-рекомендательной.

Выступая на всероссийской конференции "Информационные технологии и техническое регулирование", Владимир Голобоков подчеркнул, что необходим уполномоченный федеральный орган, на который была бы возложена функция выработки стандартов в области электронного документооборота. Но такого органа в России пока нет.

Есть направления, где прогресс очевиден, но не решены до конца административные вопросы. Таково положение с федеральным удостоверяющим центром. Использование ЭЦП предполагает, что все участники процесса обладают собственным уникальным ключом, а выдаёт эти ключи удостоверяющий центр (УЦ). Центров таких в стране уже более трех сотен. Правда, только треть из них, по словам г-на Голобокова, технологически совместимы между собой, и как организовать взаимодействие между остальными, пока неясно. Здесь тоже необходима разработка стандартов и общих для всех правил, иначе создается почва для отраслевого и регионального сепаратизма и возникает угроза создания "удельных информационных княжеств". В качестве основных принципов построения системы удостоверяющих центров Федеральное агентство по информационным технологиям предлагает иерархичность структуры на основе корневого (федерального) УЦ, единство политик и регламентов, открытость системы для включения в неё новых УЦ, соответствие нормам законодательства РФ, техническую совместимость средств ЭЦП, уникальность идентификаторов объектов и аккредитацию УЦ.

Единый федеральный удостоверяющий центр уже существует, во всяком случае на уровне прототипа. Предложена схема работы УЦ по всей стране. Она основана на технологии единого распределенного банка данных, отделения которого привязаны к федеральным округам. Кроме УЦ в семи федеральных округах будут располагаться "выносные" центры сертификации. "Если субьекту федерации достаточно центра, который будет у него находиться, то и хорошо, - поясняет Владимир Голобоков. - Если же нет, мы даем возможности бизнесу: пожалуйста, подключайтесь, открывайте коммерческие удостоверяющие центры и оказывайте услуги. Так уже сделано в 30% субъектов".

Запущен пилотный проект отработки взаимодействия между удостоверяющими центрами трех уровней. В нем участвуют федеральный УЦ в Москве (есть соглашение с правительствами Москвы и Московской области), удостоверяющий центр Северо-Западного федерального округа (региональный фрагмент федерального УЦ, Санкт-Петербург) и удостоверяющий центр субъекта федерации (Калининград). Отработана схема взаимодействия, система находится в опытной эксплуатации, и можно говорить о том, что технологически федеральный удостоверяющий центр создан, считает г-н Голобоков. Но функция УЦ не определена законодательно. Её нужно возложить на какой-либо орган исполнительной власти, и тогда можно будет федеральный центр вводить в эксплуатацию, поясняет он.

Технологический прогресс достигнут и на другом направлении - в разработке электронного нотариата. Любая распределенная база данных привязана к "штампу времени". Если существует временнoе рассогласование, запросы к базам не будут обрабатываться. Чтобы избежать подобных рассогласований, необходимо каким-то образом удостоверить время создания электронного документа. "Электронный нотариус" заверяет электронный документ квитанцией и прикрепляет к нему штамп времени. Эта технология была опробована в рамках пилотного проекта федерального удостоверяющего центра и жизнеспособность свою доказала. Федеральное агентство по информационным технологиям ее энергично продвигает, в том числе ведет переговоры с коллегами из некоторых европейских стран, которые тоже заинтересованы в применении такого инструмента в своих "электронных правительствах". Практика нотариального заверения документов широко распространена в обычном делово мире, и важно иметь подобный инструмент и в мире электронных документов.

Российская практика часто оказывается противоречивой: то закон принимается раньше появления реальной технологии и поэтому не работает, то, напротив, технология уже существует, но не нельзя ее использовать, поскольку нет соответствующих законов. В области применения ЭЦП как раз создалась ситуация второго типа, но Федеральное агентство по информационным технологиям по крайней мере предпринимает шаги для ее корректировки. Идет работа над двумя законодательными актами, которые по замыслу авторов способны некоторые из названных выше проблем решить. Проект поправок к Закону об ЭЦП уже внесен на рассмотрение и в Совет федерации, и в Правительство РФ, а проект Указа Президента РФ "О неотложных мерах в области использования ЭЦП" "…уже лежит на столе у президента", как сообщил Владимир Голобоков.

Есть еще одно направление в использовании ЭЦП, о котором не часто доводится слышать, - это вопросы международного признания таких подписей. У тех, кто связан с логистикой и торговлей, есть голубая мечта: по всей стране, от восточных границ до западных, любыми видами транспорта груз проходит по единой электронной накладной, по единой таможенной декларации, в легитимности которой никто не сомневается, пересекает границу в обоих направлениях без задержек и дальше по тем же документам следует в Европу или Азию. Чтобы это стало реальностью, предстоит очень большая организационная работа, но задача такая во всяком случае поставлена, и Федеральное агентство по информационным технологиям принимает участие в международных консультациях по этим вопросам.