Сотовый оператор «МегаФон» одним из первых начал в массовом порядке выпускать контракты на обслуживание. В центрах экспресс-обслуживания и салонах сотовой связи клиенты могут переоформить договора, заменить SIM-карту или номер, внести коррективы в паспортные и анкетные данные, в адрес регистрации и т. п.

При заключении договора клиент заполняет анкету, которая затем переправляется в «МегаФон». В результате у сотового оператора «МегаФон-Москва» скопился огромный объем таких анкет в бумажной форме — на конец 2004 года их количество превышало 2 млн. В то время в компании не существовало единого электронного хранилища с информацией об абонентах, что очень осложняло обработку, учет и поиск информации. Кроме того, у силовых ведомств в рамках борьбы с терроризмом возникла задача быстрого поиска сведений об абоненте сотового оператора по его телефонному номеру, имени и другим параметрам.

По этим причинам перед компанией «МегаФон-Москва» встала задача в короткие сроки перевести бумажный архив в электронную форму и автоматизировать работу по оцифровке документов с помощью технологии потокового сканирования и распознавания рукописного текста. Для решения этой задачи оператор сотовой связи «МегаФон» пригласил компанию «Крок», уже имеющую опыт организации работ потокового сканирования и необходимые для этого программные средства распознавания.

Предложенное «Кроком» решение включало в себя высокоскоростной двухсторонний протяжной сканер ДС300, обрабатывающий до 150 двухсторонних страниц формата A4 в минуту, и ПО собственной разработки для распознавания рукописного текста и работы с машиночитаемыми документами. Такой программно-аппаратный комплекс обеспечивает сканирование и распознавание бумажных документов, верификацию данных в полуавтоматическом режиме (часть данных проверяется в программном режиме, часть — сотрудниками оператора) и сохранение в промежуточной базе данных с последующей передачей в основную информационную систему «МегаФона».

На первый взгляд задача массового сканирования и обработки бумажных документов кажется простой. Однако когда количество документов увеличивается до десятков тысяч в день (это связано с ростом абонентской базы оператора связи, появлением новых тарифов, переоформлением договоров и т. п.), то она, без сомнения, усложняется в несколько раз. Особенность проекта заключается не только в том, чтобы отсканировать бумажные договора и сохранить их в архиве, но и сделать этот процесс непрерывным.
При обработке машиночитаемых форм с помощью разработанного «Кроком» ПО на базе семейства АИС «СВОД» (в «МегаФоне» используется модификация «СВОД-МегаФон») достоверность распознавания зависит от того, насколько глубоко в этот процесс можно интегрировать процедуры контроля, взаимодействия с БД и т. п. Оригинальная быстрая технология оптического распознавания символов от «Крока» позволяет уменьшить время распознавания.

Внедрение решения для сканирования, распознавания и обработки контрактов «МегаФона» проходило в несколько этапов. На первом этапе существующий в бумажном виде архив договоров и контрактов с клиентами был преобразован в электронную форму — в архив попали как отсканированные изображения бланков, так и преобразованные в электронную форму поля анкет. Главная сложность, с которой пришлось столкнуться на этом этапе реализации проекта, связана с тем, что существовавшие на тот период контракты были не слишком удобны для обработки программами распознавания, — «Кроку» пришлось ориентироваться на другие формы и дорабатывать ПО, чтобы повысить надежность определения типа формы, улучшить расположение полей и т. п. Непростой оказалась и процедура запуска массового распознавания документов. После необходимой донастройки ПО и обучения персонала оператора производительность достигла рекордных цифр — свыше 69 700 машиночитаемых документов, содержащих цифры, метки и символы в машинописной и рукописной форме в сутки на одном сканере. Время окончания первичного ввода документа — анкет абонентов с информацией о ФИО, номере телефона, месте проживания — было критичным, и операторы нового программно-аппаратного комплекса работали в несколько смен.

На втором этапе «МегаФон» и «Крок» приступили к изменению внешнего вида формы — с целью улучшения ее машиночитаемости. При участии собственных дизайнеров и специалистов «Крока» бизнес-подразделения «МегаФона» внесли необходимые изменения в документы. И в настоящее время анкеты и контракты, которые заполняют абоненты «МегаФона», удовлетворяют всем требованиям к машиночитаемым формам.

Сложностью этого этапа было то, что каждое изменение внешнего вида контракта требовало доработки ПО. При этом время на распознавание как типа документа, так и рукописного текста в нем должно было сводиться к минимуму.
С 2004 года и по сей день «Крок» ведет сопровождение и донастройку системы, работает над улучшением контроля ввода и взаимодействия с БД. На настоящий момент общее количество обработанных анкет от момента запуска системы составило 4,7 млн.
Несмотря на то что система работает уже больше года, процесс адаптации ПО и форм документов не прекращается и сегодня — это связано не только с новшествами в тарифных планах «МегаФона», но и с дальнейшим совершенствованием достоверности распознавания и увеличением скорости обработки бумажных документов.

 

«МегаФон» — мобильный оператор нового поколения, самая быстрорастущая компания сотовой связи в московском регионе.

Сеть «МегаФон-Москва», построенная на базе новейших технологий, открылась в конце 2001 года и за относительно короткий срок собрала под свои знамена более трех миллионов абонентов. Ее оператором является компания «Соник Дуо» — 100%-ная дочерняя фирма ОАО «МегаФон». В масштабах всей страны первая общероссийская сеть «МегаФон» обслуживает более 20 миллионов абонентов и работает во всех семи округах Российской Федерации.

За пределами Москвы телефоны «МегаФона» работают более чем в 190 странах мира. «МегаФон» первым из операторов познакомил москвичей с самыми интересными и передовыми разработками в области мобильной связи. В их числе — услуги MMS, показ телепередач на экране телефона, АОП (автоматический определитель местоположения абонента) и многие другие. Очередным шагом стало внедрение в 2005 году технологии EDGE, которая сделала мобильный Интернет от «МегаФона» еще доступнее и качественнее.