Компания: Связьинвест
Задача: Обучение большого количества пользователей при внедрении ERP-системы
Партнер: "Открытые технологии"

В мае 2003 года стало известно, что правление компании "Связьинвест" рекомендовало советам директоров своих МРК рассмотреть вопрос о внедрении Oracle E-Bussines Suite. И вот уже более двух лет этот уникальный для России по масштабу и сложности проект не остается без внимания. Речь шла о внедрении решения Oracle для автоматизации учета финансовых потоков и анализа операционной деятельности, управления персоналом и ряда других вспомогательных задач. В качестве генподрядчика работ по внедрению Oracle E-Bussines Suite на предприятиях "Связьинвеста" была выбрана компания "Открытые технологии".

Организация проекта

Объем работ оказался столь велик, что программу внедрения ERP-системы пришлось разбить на несколько взаимосвязанных проектов: разработка мастер-системы релизов 1, 2 и 3; внедрение этих релизов; создание глобального центра компетенции для централизованной поддержки системы; организация локальных центров компетенции для поддержки на местах; построение системы дистанционного обучения; создание технической архитектуры. Первый релиз включает в себя модули управления основными средствами, управления персоналом в части табельного и кадрового учета. Функционал второго релиза гораздо шире (его разработка будет закончена в конце декабря 2005 года). Он включает в себя эти же направления - финансы, управление персоналом, добавляя третье - управление логистикой. Здесь затрагиваются процессы управления денежными средствами, элементы казначейских операций (управления дебиторами и кредиторами, калькуляции проектов, управления закупками - в части поддержки контрактов, заказов и заявок), управления материальными запасами, затратами и обучением. По персоналу добавится учет заработной платы в полном объеме и управление обучением, а в отношении логистики включаются модули, связанные с управлением закупками, материальными запасами и проектами. В третьем релизе предполагается расширение финансовых возможностей в плане казначейских операций, по логистике - расширение возможностей управления закупками и активами (ремонты). По управлению персоналом функциональность третьего релиза состоит из управления обучением, найма и оценки персонала.

В декабре 2004 года завершилась разработка мастер-системы первого релиза, после чего стартовали проекты по ее внедрению во всех семи МРК. К декабрю 2005 года в МРК закончены подготовительные этапы, почти во всех МРК закончены этапы тестирования приложения, и в четырех МРК началось развертывание системы - установка ПО и подключение к системе конечных пользователей в региональных филиалах и структурных подразделениях МРК. Первыми к подключению пользователей к системе приступили четыре межрегиональные компании: "Южная телекоммуникационная компания" (ЮТК), "Уралсвязьинформ", "ВолгаТелеком" и "Сибирьтелеком". До конца года этап "Развертывание приложения" стартует еще в трех МРК. В результате промышленная эксплуатация в каждом МРК начнется в разное время в зависимости от срока начала развертывания. Во всех семи МРК к эксплуатации первого релиза мастер-системы приступят к середине 2006 года. В общей сложности пользователями первого релиза во всех семи межрегиональных компаниях станут более 17 500 человек.

Иерархическое обучение

По любым меркам - это много, и поэтому переход к промышленной эксплуатации мастер-системы ведется в несколько этапов, называемых "волнами". Количество волн колеблется от двух до трех. Каждая "волна" по составу работ, проводимых в ходе нее, включает не только выполнение технических работ, но и обучение пользователей. Оно уже началось в ОАО "Сибирьтелеком", ОАО "ЮТК", ОАО "ВолгаТелеком", ОАО "Уралсвязьинформ". Первые результаты: к середине ноября было обучено 500 первых конечных пользователей. Как организовано обучение и какие инструменты используются для него, рассказывает начальник отдела подбора и развития персонала департамента управления человеческими ресурсами ОАО "Связьинвест", руководитель направления обучения координационного центра программы Анна Кравченко.

"Поскольку географическое распределение пользователей в нашем случае очень велико, была выбрана дистанционная форма обучения, - говорит Анна Кравченко. - На первом этапе создания системы дистанционного обучения мы выбрали СВТ-курсы (Computer Based Training) - решение, предусматривающее установку обучающих курсов непосредственно на рабочие места пользователей. СВТ-курс представляет собой интерактивный самоучитель по основным бизнес-процессам, адресованный сотрудникам функциональных подразделений. Он создан на основе материалов курсов очного обучения и предназначен для компаний с большим количеством специалистов, знания которых о действиях в системе необходимо привести к единому корпоративному стандарту. Каждый модуль программы включает теоретический материал, интерактивные тесты и упражнения на эмуляторе базовой ERP-системы, глоссарий и приложения. Курсы индивидуальные - при установке их на рабочее место производится регистрация каждого обучаемого. Войдя в приложение, учащийся в первую очередь знакомится с правилами работы. Далее он переходит к теоретическому материалу, а затем к практическим упражнениям, имитирующим выполнение операций в мастер-системе. Каждый пользователь может самостоятельно спланировать, сколько времени и каким образом он выделит на изучение материала"

Отвечая на вопрос о причине использования для такой задачи не онлайновой системы, Анна поясняет: "Установить курсы на каждый компьютер решили в связи с необходимостью организовать обучение в сжатые сроки и в условиях различных технических возможностей подразделений компаний". Ведь согласно плану создания системы дистанционного обучения на ее создание и разработку системы управления обучением отводилось более девяти месяцев. Поэтому система не была окончательно готова к моменту начала обучения пользователей в первой волне. И было принято решение создать систему дистанционного обучения в два этапа, сначала разработав некий упрощенный ее вариант. Им и стали CBT-курсы. Обучение с их помощью планируется вести до июня 2006 года, пока идет обучение пользователей первого релиза. Обучение пользователей будущих релизов предполагается вести с помощью технически более сложной системы дистанционного обучения. Предполагается, что она обеспечит удаленный доступ пользователей к материалам и автоматизацию процессов планирования и организации обучения, позволит контролировать ход и результаты обучения. Анна Кравченко подчеркивает, что курсы разрабатывались с учетом соответствующих международных стандартов, в частности SCORM, что позволяет их проигрывать в любой системе дистанционного обучения, поддерживающей этот стандарт.

Надо сказать, что в целом схема всей системы обучения - иерархическая. Знания, необходимые для дальнейшего обучения ключевых пользователей, очно получали внутренние инструкторы - функциональные специалисты, привлеченные к внедрению мастер-системы в МРК. Это происходило в Москве на базе глобального центра компетенции программы. Затем внутренние инструкторы на местах в МРК передавали информацию ключевым пользователям (руководителям среднего звена, представляющим бизнес процессы в целом). А конечные пользователи первого релиза мастер-системы, которых большинство, проходят обучение уже дистанционно, посредством СВТ-курсов и при поддержке ключевых пользователей и внутренних инструкторов.

Сроки обучения и начала промышленной эксплуатации ERP-системы в каждом МРК разные. В целом же начать работу с мастер-системой первого релиза во всех семи МРК предполагается уже к середине 2006 года, а окончательно завершить внедрение ERP-системы - только в 2008 году. Так что за ходом этого проекта можно будет следить еще долго.