Одной из первоочередных своих задач, декларированных более года назад в обширном интервью нашему изданию, руководство ИТ-департамента компании «Аэрофлот» считало построение информационной инфраструктуры, необходимой для дальнейшего развертывания проектов в области непосредственной автоматизации бизнеса. Речь тогда прежде всего шла о консолидации ИТ-ресурсов на уровне аппаратных платформ, а также об организационных рычагах управления. Говорилось, в частности, о развертывании центра обработки данных (ЦОД), о внедрении процессов ITIL/ITSM, о формировании единой технической политики в области информационных технологий, а также об использовании принципов ИТ-аутсорсинга.

   
 

Организация: «Аэрофлот»
Задача: внедрение интеграционной платформы
Партнер: IBM

Уже впоследствии, нынешней весной, компания сделала больший акцент на формировании программной инфраструктуры, развернув платформу IBM WebSphere. Продукты (а вернее, целые семейства продуктов), подобные данному, специалисты все осторожнее относят к платформам интеграции бизнес-приложений и соответственно все смелее классифицируют их как непосредственную часть инфраструктуры крупных предприятий. По мнению сотрудников российского представительства IBM, проект внедрения WebSphere в «Аэрофлоте» является одним из наиболее показательных в нашей стране. И, может быть, происходит это в какой-то степени потому, что история и современное состояние автоматизации в данной компании больше укладывается под типичные шаблоны развития крупных западных корпоративных структур, нежели отечественных организаций соответствующего уровня.

Как и за рубежом, основы продуманной и целенаправленной информационной поддержки бизнеса здесь закладывались в семидесятые годы. Тогда же были написаны и базовые бизнес-приложения. В последующий период эта «масса» накапливалась, и к настоящему моменту в «Аэрофлоте» насчитывается около 200 приложений, порядка 25 из которых считаются опорными. И даже расхожий тезис о том, что система SAP R/3 (как раз сегодня она внедряется в компании) должна рано или поздно вытеснить большинство ранее развернутых унаследованных приложений, в данном случае вряд ли является справедливым. Особенности деятельности «Аэрофлота» как организации, твёрдо ориентированной на международное сотрудничество, по словам ИТ-директора Сергей Кирюшина определяют то, что компания вынуждена идти в ногу со многими начинаниями, диктуемыми развитием международного бизнеса авиаперевозок. Это, например, электронные билеты, системы самостоятельной регистрации авиапассажиров в аэропорту и некоторые другие инициативы. Классифицируя функциональные направления, так или иначе связанные с информационной поддержкой, «Аэрофлот» выделяет для себя три основные группы функций бизнес-логики:

  • связанные с производственной деятельностью и авиаперевозками;
  • обусловленные процессами продажи билетов;
  • непосредственно корпоративное управление.

Эта в общем простая и понятная классификация в то же время показывает богатство методов автоматизации бизнеса. В масштабах одной даже очень крупной компании не так часто сочетаются мощная автоматизация внутрипроизводственной деятельности (в данном случае авиаперевозок) и столь сильная и масштабная информационная поддержка продаж. Процессы же корпоративного управления, которые в свою очередь предполагают интеграцию и преобразование данных оперативных систем, становятся при этом чрезвычайно информационно емкими. В результате в «Аэрофлоте» определены три направления ИТ-стратегии:

  • максимальная автоматизация бизнес-процессов и процессов информационного обмена;
  • создание единого информационного пространства;
  • расширенное использование систем поддержки принятия управленческих решений.

Приняв все эти факты во внимание еще до выбора конкретной платформы, сотрудники «Аэрофлота» пришли к выводу, что для дальнейшего развития информационных технологий в компании необходима принципиальная ориентация на сервисную архитектуру, которая, как известно, сегодня материализуется в большинстве ведущих корпоративных систем самых различных классов.
Основными итогами более чем годичного периода внедрения IBM WebSphere в компании «Аэрофлот» стало развертывание сервисной шины (Enterprise Service Bus — ESB), подключение к ней ряда прикладных систем поддержки бизнес-логики и отработка технологии интеграции. При этом следует отметить, что достижение указанных целей не предполагало использование лишь сервера приложений, который конечно же входит в состав данного семейства решений и который на российском рынке на данный момент в основном и ассоциируется с задачами интеграции крупного бизнеса. И вместе с тем именно эти, казалось бы, сугубо технологические достижения вывели компанию на существенно отличную конфигурацию информационной поддержки бизнеса при сохранении традиционно используемых унаследованных бизнес-систем. В частности, как рассказал Сергей Кирюшин, удалось существенно продвинуться в решении одной из ключевых стратегических задач — расширенного использования систем поддержки принятия решений. «При помощи WebSphere вообще и входящей в него ESB в частности мы можем четко разделить функции автоматизации наших производственных процессов и аналитических систем поддержки принятия решений, — утверждает он. — Если раньше непосредственно из производственных систем необходимую информацию черпали более тысячи сотрудников, то сейчас доступ к ним мы оставим не более чем двумстам человекам, которые заняты именно тем, что в нашей компании принято называть производством. Остальные фактически будут работать с хранилищем данных».

Создание и поддержание в актуальном состоянии хранилища является неотъемлемой частью работы по выделению аналитических функций в отдельный блок, но в то же время представляет собой самостоятельный процесс. Ведь речь в этом случае идет об отдельном виде интеграции, осуществляемой на уровне данных, что при нынешнем состоянии информационных систем «Аэрофлота» превращается в нетривиальную задачу. Многие унаследованные системы, используемые в компании, основаны на базах данных с нереляционной структурой и даже на примитивных файловых операциях. Эта задача также решалась с помощью отдельных решений, входящих в платформу WebSphere.

Кроме того, нужно было ввести в единое информационное пространство контакт-центр «Аэрофлота», с тем чтобы операторы могли с единого экрана получать информацию из различных производственных и коммерческих систем компании. При этом портальное решение контакт-центра, базирующееся на продуктах Microsoft, средствами интеграционной платформы WebSphere было включено в общую шину. Таким образом получен положительный опыт синхронизации приложений, созданных на платформах Dot Net и Java. В организационном аспекте, по словам Сергея Кирюшина, начальный этап внедрения WebSphere во многом был связан с осмыслением специалистами предприятия новых технологий, а впоследствии в ИТ-департаменте компании была выделена отдельная группа сотрудников, занимающаяся вопросами развития ИТ на основе сервисно-ориентированной архитектуры. На нынешний день многие компоненты интеграционного решения по объективным причинам еще не задействованы. Использовать потенциал WebSphere по-настоящему можно будет лишь в эпоху массового распространения Web-сервисов, которая еще не наступила. Тем не менее руководство «Аэрофлота» уверено, что уже сегодня новая технология способна обеспечить условия для предоставления бизнесу качественно иных информационных услуг.