Компании, в названии которых значится «энерго», обычно имеют давнюю историю. «Псковэнерго» — организация с традициями. Общие отраслевые проблемы реструктуризации и ограниченности бюджетов не обошли ее стороной, и тем не менее подход к автоматизации там был своеобразным и, как показала практика, вполне продуктивным.

К 2002 году в «Псковэнерго» (входит в ОАО «МРСК — Северо-Запад») сложился комплекс разрозненных приложений («1С», ManFI, несколько модулей собственной разработки различной функциональности). Решено было от такой ситуации уходить и создавать единый комплекс, по возможности основанный на ПО одного производителя. Рабочая группа, состоявшая из представителей всех заинтересованных подразделений (бухгалтерия, плановый отдел, снабженцы, отдел кадров, служба АСУ), проанализировала несколько вариантов, в том числе «Парус», «Галактику», «Компас» и разработки на базе «1С». В результате выбор пал на «Компас Oracle Элит» как наилучший пакет по совокупности параметров (функциональность, опыт поставщика, умеренная ценовая политика, используемая СУБД и возможность внедрения своими силами).

Заказчик: ОАО «Псковэнерго».
Задача:

Создание единой информационной системы для автоматизации основных бизнес-процессов компании.

Партнер: «Компас».


В начале 2002-го консультанты из компании «Компас» проанализировали бизнес-процессы «Псковэнерго» и порекомендовали необходимый набор модулей. После этого весь проект был проведен службой АСУ предприятия. Заместитель главного инженера «Псковэнерго», он же начальник отдела АСУ Евгений Алексеев отмечает, что ориентация только на собственные силы обуславливалась необходимостью экономить средства и отсутствием ясного понимания конечной цели проекта бизнес-заказчиками. Надо сказать, что сотрудников в отделе АСУ немного: десять человек в центральном офисе, в том числе пять программистов, из них трое занимаются «Компасом». По два программиста есть и в каждом из пяти филиалов, которые занимаются всеми задачами сразу.
Двигаясь поэтапно, служба АСУ постепенно добилась многого. За 2002 год на основе «Компаса» автоматизировали службы управления и создали типовую настройку ПО — пакет, готовый к тиражированию. В 2003-м система была внедрена в двух самых крупных филиалах, а в 2004 — 2005-м — в трех оставшихся. В результате автоматизировано более сотни рабочих мест, используется десять модулей, в том числе «Управление финансами», «Документооборот», «Начисление на банковские карточки», «Учет кадров», «Управление закупками, запасами и продажами», «Основные фонды». Существенным результатом использования новой системы Евгений Алексеев считает улучшение работы с дебиторами и кредиторами, что привело к увеличению оборачиваемости капитала, а также усовершенствование контроля за использованием материалов при ремонтах.

Евгений Алексеев особо отмечает, что после создания «витрин данных» упростилась работа бухгалтерии. Этот способ не уникален, его практикуют при работе со многими ERP-решениями: сотрудники, которые не имеют рабочих мест в системе, все необходимые отчеты, причем динамически обновляющиеся, могут получать через портал. Через внутренний веб-сервер в «Псковэнерго» организован доступ к базе «Компаса», и теперь данные о поступлениях на центральный склад и складских остатках, о командировочных расходах для контроля лимитов, перечни платежных поручений для контроля оплаты, реестры договоров и т. д. те, кому это положено, могут получить автоматически в любой момент и в актуальном состоянии.

Техобслуживание — отдельно

В результате внедрения «Компаса» задача перехода к единой ИТ-системе в значительной степени была решена. Евгений Алексеев подчеркивает, что избавление от самописного ПО представляет собой стратегический путь «Пскоэнерго». Однако два самописных приложения работают до сих пор. Один несложный — учет налоговых платежей по их видам, по филиалам, административным районам и пр. Платежи привязаны к платежным поручениям. «Это довольно простая задача и, возможно, данную функциональность мы реализуем в “Компасе”, — отмечает Евгений Алексеев. — Пока выполнена интеграция старого приложения с новой системой».

Другой самописный продукт более сложен — это ПО управления ремонтами. Для любого энергетического предприятия ремонт и техническое обслуживание представляет задачу первостепенной важности, практически основной производственный процесс. «Программных комплексов с аналогичной функциональностью и приемлемой ценой на рынке пока не было, — поясняет Евгений Алексеев. — В основном все пакеты работали с электростанциями и высоковольтными сетями, а с распределительными сетями напряжением 0,4—10 кВ с детализацией до опоры опыта внедрения нет. Мы слышим лишь декларации о возможностях».

Поэтому специалистам «Псковэнерго» пришлось создать собственное решение — пакет «Фидер». Он используется для управления ремонтами и паспортизации оборудования 0,4—10 кВ; сейчас внедряется новая версия, которая позволит вести работу и с оборудованием на 35—110 кВ. В результате будет закрыт полный спектр оборудования. В «Фидере» реализована очень существенная функциональность — подготовка ремонтных программ. Евгений Алексеев рассказывает: «На основании дефектов автоматически рассчитываются сметы ремонтов, готовятся заявки на материалы. Есть возможности для анализа затрат, контроля хода ремонтной кампании. Все остальные пакеты, как правило, не имеют отечественной нормативной базы и ограничиваются паспортизацией оборудования и созданием графиков ремонта». Заменить всё это стандартными пакетами пока не представляется возможным, поэтому «Фидер» будет поддерживаться и дальше.

Планы и перспективы

Естественно, в планах развития «Псковэнерго» есть и интеграция «Фидера» с «Компасом» — с уже внедренными модулями «Основные фонды» и «Управление закупками, запасами и продажами». Евгений Алексеев отмечает, что насущной задачей является создание на базе данных из «Компаса» и «Фидера» расширенной инвентаризационной ведомости, в которой будет содержаться и бухгалтерская, и техническая информация по объектам. «Ведомости с такой информацией в последнее время востребованы постоянно, они нужны при переоценке имущества, при формировании отчётов по МСФО и т. д.», — говорит он.

Еще одна перспективная задача связана с унификацией справочников, а более глобально — с централизацией бухгалтерского учета. В «Псковэнерго» бухгалтерский учет планируют централизовать с привлечением консультантов. «Пока у нас ведется независимый учет в шести подразделениях: в управлении и пяти филиалах электрических сетей, — поясняет Евгений Алексеев. — Филиалы сдают неполные балансы, на уровне которых и осуществляется консолидация. Мы хотим разработать проект объединения всех баз в одну. В проекте должны быть прописаны организационные, методологические и технические аспекты, и на этапе централизации будет решаться задача унификации справочников. Техническая возможность для работы в единой базе данных уже имеется».

Однако далеко идущие планы пока строить сложно. Во вновь созданных энергетических компаниях остро стоит проблема стандартизации ИТ, унификации подходов к автоматизации тех или иных областей деятельности компании, создания единых, централизованных ИТ-систем. Каковы же перспективы эксплуатации «Компаса» в «Псковэнерго»? Евгений Алексеев говорит, что официальную позицию управляющая компания пока не выработала... но: «Мы будем убеждать их в том, что наш проект по автоматизации управления предприятием на базе “Компаса” необходимо продолжать. Это позволит сохранить уже вложенные инвестиции».