Нужна ли информационная система футбольному клубу? Ведь для победы в чемпионате важно прежде всего умение команды играть. Безусловно, всё так, но футбольный клуб — это не только игроки и тренер, это еще и стадион с соответствующими предприятию такого масштаба проблемами. Сейчас уже никто не питает иллюзий, что можно создать достойный клуб без необходимого финансирования, то есть футбол — это бизнес, а значит, как и в любом бизнесе, здесь существует задача эффективного управления ресурсами.

Когда Франк Фляйсгартен, нынешний ИТ-директор футбольного клуба «Боруссия Менхенгладбах», вступил на свой пост, ИТ-инфраструктура клуба состояла всего из одного сервера и нескольких рабочих станций. Но со временем роль ИТ-отдела здесь все возрастала. Как это нередко бывает, следствием постепенного роста числа автоматизированных процессов стала «лоскутная» автоматизация — использование нескольких локальных решений. Это вызывало соответствующие проблемы: обеспечение информационного обмена между различными приложениями требовало все больших усилий, данные часто дублировались, все труднее становилось проводить обновление информационной системы. Поэтому в 2000 году руководством клуба было принято решение установить ERP-систему Microsoft Dynamics NAV (Navision) с единой базой данных. «Преимуществом этой системы является то, что она легко может настраиваться под наши нужды. Если бы мы внедрили гораздо более дорогую систему SAP, нам пришлось бы серьезно изменять свои бизнес-процессы», — отметил CIO клуба.

В 2004 году на месте старого стадиона «Бекельберг», рассчитанного лишь на 34500 зрителей, был построен новый современный стадион «Боруссия-Парк», вместимость которого почти вдвое выше, не говоря уже о возросшем удобстве и более развитой ин­фраструктуре. В то же время руководству клуба стало ясно, что для обеспечения оптимального функционирования стадиона и сопутствующих сервисов необходимо провести модернизацию существующей ИТ-инфраструктуры.

Решение для SMB

Были рассмотрены различные варианты, но оптимальным, по мнению Франка Фляйсгартена, стало предложенное компанией GOB Software and Systems решение с использованием серверной инфраструктуры x10sure разработки Fujitsu Siemens Computers. По мнению специалистов GOB, именно интегрированное решение Microsoft Dynamics Nav плюс x10sure является наиболее применимым в секторе SMB. Ключевым фактором успеха при этом они считают обеспечение достаточной для малого и среднего бизнеса надежности и производительности при относительно небольших затратах. Ведь резервирование в данном решении осуществляется по принципу N+1, то есть на несколько серверов выделяется лишь один резервный без необходимости полного дублирования всей системы, как это делается в гораздо более дорогих кластерных решениях. Степень готовности системы при использовании x10sure — 99,95 %. Время полного восстановления при выходе из строя одного из серверов составляет около пяти минут, которые необходимы для загрузки на запасной машине образа, хранящегося в дисковом массиве. Еще какое-то время, конечно, занимает запуск приложений. Специалисты GOB считают, что для малого и среднего бизнеса такие простои в случае сбоя не критичны. Кроме того, для представителей этого сегмента большую роль часто играет экономия производственных площадей, что при использовании данного решения достигается в максимальной степени: помимо того, что в стойке находится всего один запасной сервер, занимаемое пространство сокращается за счет применения блейд-систем, а также оптимального размещения источников питания. Отдельным преимуществом является использование в x10sure средств виртуализации VMware, что позволяет оптимально балансировать нагрузку между серверами.

Если учесть, что раньше «Боруссии» приходилось устанавливать по одному резервному серверу на каждый продуктивный, легко понять, что снижение стоимости владения (TCO) при внедрении нового решения приближается к пятидесяти процентам. Ведь сокращается не только аппаратная часть, но и количество лицензий на программное обеспечение. Франк Фляйсгартен замечает, что первоначально из всех имевшихся в клубе серверов на базе x10sure работали всего два. Применение x10sure для других серверов стало возможным только после их консолидации на новом аппаратном обеспечении под управлением VMware ESX. Все серверы, которые будут приобретаться впоследствии, он считает необходимым сразу интегрировать в новую систему.

ИТ-поддержка стадиона

Сейчас в клубе автоматизированы практически все бизнес-процессы. Прежде всего это продажа билетов и управление доступом на стадион. В среднем «Боруссию-Парк» за один матч посещают 45 000 человек. Билеты продаются в четырех кассах, для входа на стадион открыто шестьдесят ворот. Для обеспечения их работы задействовано пять серверов баз данных, тридцать две рабочие станции и пятнадцать беспроводных точек доступа. Благодаря этой системе работники стадиона всегда знают, сколько билетов продано и сколько человек находится на стадионе. Причём все билеты являются именными, и имена их владельцев заносятся в базу данных. Благодаря этому, например, в случае утери билета болельщик может снова обратиться в кассу, и ему будет выдан новый билет, а старый — аннулирован.

Кроме того, система поддерживает работу точек продаж. Клуб является владельцем семи магазинов, в том числе передвижных, которые обслуживаются при помощи двадцати пяти рабочих станций. А внутри стадиона оборудован удобный спорт-бар на 250 персон. У клуба есть также свой портал в сети Интернет, на котором не только размещена информация о «Боруссии Менхенгладбах», но и функционирует интернет-магазин, где каждый болельщик может заказать понравившиеся ему аксессуары с символикой клуба.

Вся информация хранится и обрабатывается в центре обработки данных (ЦОД), который находится в подвальном помещении и оборудован системами контроля доступа и газового пожаротушения. Всего в ЦОДе тридцать семь серверов, пять из которых представляют собой ферму Citrix, обслуживающую 150 тонких клиентов. Клуб выбрал для себя концепцию централизованного управления, реализовав её с помощью терминального решения в совокупности со средствами виртуализации VMware ESX с возможностью дистанционного администрирования.

Франк Фляйсгартен считает, что созданное клубом решение как нельзя более подходит для их бизнеса и обеспечивает требуемую степень готовности в сочетании с доступностью. «Такая система даёт нам уверенность, что клиенты будут довольны нашим сервисом, — говорит он. — Когда сорок пять тысяч человек не могут попасть на стадион, это к хорошему не приводит».