В 2005 году Toyota Financial Services первой из мировых автогигантов решила открыть банк в Российской Феде­рации. Тойота-Банк работает на рынке розничного кредитования физических лиц, предоставляемого на покупку автомобилей Toyota и Lexus, и занимается кредитованием дилеров Toyota. В мае 2006-го была подана заявка на лицензию ЦБ России, в июне 2007-го лицензия была получена, а в сентябре того же года банк приступил к работе.

Выйти на финансовый рынок России можно двумя путями: приобрести небольшой банк с действующей лицензией на право осуществления банковской деятельности либо открыть собственный. Как того требует принятая в корпорации стратегия по выходу на новые рынки, Toyota пошла по второму пути — взялась за создание банка с нуля. Одним из основных непроцедурных препятствий стало отсутствие единой ИТ-системы, способной быстро адаптироваться к специфике местного законодательства и банковской деятельности.

Пока шел процесс оформления лицензии, Toyota не теряла времени даром: составлялись бизнес-планы, разрабатывались стратегии, подбиралась подходящая АБС (автоматизированная банковская система). Проще всего, считает главный бухгалтер Тойота-Банка Ольга Кузнецова, далась разработка и описание бизнес-процессов, в частности благодаря сотрудничеству с группой компаний AT Consulting, привлеченной в качестве консультанта. По итогам проведенного консультантами тендера в декабре 2006 года для внедрения была выбрана АБС компании «Диасофт». Для международной корпорации вполне ожидаемо было бы воспользоваться АБС от западных производителей, однако российская специфика бухгалтерского учета и отчетности вместе с крайне сжатыми сроками, отведенными на внедрение, склонили чашу весов в пользу российского решения.

Выбор системы состоялся в рекордные пять недель (обычно такой ответственный процесс занимает не менее трех месяцев), и внедрение началось практически сразу, как только определились с решением и поставщиком. Первая фаза внедрения предусматривала полную автоматизацию всех банковских операций, не связанных с кредитованием: валютно-обменных, казначейских, расчетно-кассового обслуживания, отчетности и внутрихозяйственных операций с учетом местных реалий и т. п. На этом этапе совместная команда, состоящая из экспертов AT Consulting и специалистов банка, описала бизнес-процессы, разработала схемы бухгалтерских проводок, сформировала требования к АБС для всех имеющихся продуктов и операций. Тогда же была завершена настройка и проведено тестирование системы в рамках операций первой фазы. Внедрение стандартного функционала завершилось к апрелю 2007 года и заняло, таким образом, всего три месяца. В данный момент проект перешел во вторую фазу, ведется работа со специфическими для банка операциями по кредитованию физических и юридических лиц.

«Проект в Тойота-Банке был очень интересен для нас, — говорит менеджер направления Banking группы AT Consulting Елена Козаренко. — Во-первых, большой интерес представлял внутренний процесс организации бизнеса в подразделении такой большой корпорации. Во-вторых, банк планировал реализацию новых для нашего рынка видов продуктов. Ну и определенный вызов представляли собой очень сжатые сроки для выполнения всех этапов работ. В лице нашего заказчика мы встретили высокопрофессиональную команду, оказавшую нам серьезную поддержку в работе, что позволило решить все поставленные перед нами задачи. Все работы, начиная от формирования требований к будущему ПО и заканчивая заключением договоров с вендорами, проводились на высочайшем уровне компетенции, с полной вовлеченностью в процесс и ориентацией на результат. Банк предъявляет очень высокие требования к качеству автоматизации своих бизнес-процессов. К сожалению, современные российские системы пока не вполне готовы к такому комплексному подходу в организации бизнеса. Пожалуй, это было наиболее сложным моментом в проекте. Но готовность банка идти на компромиссы позволила решить и эту задачу. Более того, мы знаем, что и сейчас банк продолжает активное сотрудничество со своим вендором по доработке информационных систем, стремясь полностью удовлетворить свои требования».

В итоге в довольно короткий срок удалось достичь немалого, полагает Ольга Кузнецова. Банк начал работу в соответствии с планом и заложил основы для успешного развития бизнеса. Часть дилерских центров Москвы уже получили первые кредиты, а в начале этого года планируется охватить всех московских дилеров Toyota.