В ходе реформы РАО ЕЭС в России были образованы распределительные электросетевые компании (РСК), обеспечивающие транспортировку электроэнергии по сети напряжением 110 кВ и ниже. Они объединяются в межрегиональные распределительные электросетевые компании (МРСК) по территориальному принципу. Появление РСК как самостоятельных предприятий потребовало создания соответствующих диспетчерских центров, которые были названы центрами управления сетями (ЦУС) и которые создаются с использованием современных систем отображения телеинформации.

Создание центров управления сетями осуществлялось в соответствии с приказом РАО ЕЭС, который определял сроки создания ЦУСов, заметим — довольно жесткие: в частности, за неполных три года в МРСК планировалось создать одиннадцать центров для всех сетевых компаний.

«Создание центра управления сетями представляет собой большую задачу, включающую строительство здания диспетчерского пункта или его модернизацию, построение инженерной инфраструктуры: систем кондиционирования, вентиляции, электроснабжения, — рассказывает Сергей Рыкованов, генеральный директор компании “Систел Автоматизация”. — Затем в здании устанавливается вычислительная техника, прокладывается локальная сеть, объединяющая средства обработки и отображения в единую систему. Далее инсталлируется системное и прикладное программное обеспечение, проводится его параметризация, разрабатываются экранные формы представления телеинформации. И на заключительном этапе выполняются пусконаладочные работы по обеспечению приема информации с объектов, ввода ее в систему обработки и отображения телеинформации. Как видно, реализация системы требует колоссального объема работ».

«Систел Автоматизация» реализовывала проект создания ЦУС в МРСК, а ее партнером, осуществляющим поставку, монтаж и наладку средств визуализации, стала компания «Полимедиа». Критериев выбора этого партнера было несколько, в том числе связанных с техническими характеристиками поставляемого оборудования. Кроме того, было важно, чтобы партнер был в состоянии производить гарантийное и послегарантийное обслуживание средств отображения, а также соблюсти жесткие сроки поставки оборудования, определенные проектом. «“Полимедиа” предложила разумные сроки поставки и хорошую цену за оборудование, — пояснил Сергей Рыкованов. — Ну а то, что у компании есть технический центр в Москве и представительства в регионах, является весомым плюсом в деле технической поддержки систем отображения».

Первый ЦУС был создан два года назад в ОАО «Белгородэнерго». Система диспетчерского управления ЦУСа обеспечивает сбор, обработку телеинформации и её отображение на видеостене, состоящей из десяти проекционных модулей Mitsubishi Eleсtriс высокого разрешения. ПО системы разработано компанией «Систел Автоматизации», а «Полимедиа» поставила видеопроекционные кубы.

На ЦУС «Белгородэнерго» в основном была отработана технологическая часть проекта — реализация системы сбора, обработки и представления данных. «Были отработаны методики использования современных средств отображения для решения задач диспетчерского управления, — рассказал Сергей Рыкованов. — В результате тиражировать решение на другие объекты было уже существенно легче. Если же говорить об инженерных системах ЦУС и строительных работах, то для каждого объекта они были в значительной степени индивидуальны. Но со временем мы накопили опыт и с каждым новым объектом старались использовать уже отработанные решения и в этой части».

На сегодня восемь ЦУСов уже находятся в промышленной эксплуатации, два должны быть завершены до конца 2008 года и один — в 2009‑м. Конфигурация видеостены в каждом конкретном ЦУСе подбиралась исходя из объема отображаемой информации и специфики помещения. В частности, в четырех центрах управления использовались уникальные кубы Mitsubishi Eleсtriс с фронтальным обслуживанием, что позволило, по словам специалистов «Полимедиа», разместить видеостены даже в сложных и не очень больших помещениях. Чтобы контролировать параметры работы и управлять основными режимами видео­стены, в системе применяется аппаратно-программный комплекс «Poly-контроль».

Система отображения уже прошла период адаптации; это коснулось разработки форм представления информации, выбора цветовой гаммы изображения на видеостене, угла зрения — то есть всего того, что влияет на качество восприятия информации и комфортность работы диспетчерского персонала. По словам Сергея Рыкованова, у системы дружественный интерфейс, который позволяет сотрудникам освоить работу с ней за короткое время. Важно, что в процессе реализации ЦУС технология отображения информации для всех региональных сетевых компаний будет приведена к единому стандарту, что позволит унифицировать разработку экранных форм и представление информации.

Современные решения по системам отображения дают возможность оперативному персоналу ЦУСов контролировать состояние электрических сетей, отслеживать работу основного оборудования подстанций, поддерживать параметры работы электросетевого оборудования, руководить оперативными переключениями. И все эти функции реализуются в режиме реального времени.