Внедрение SAP ERP в Территориальной генерирующей компании № 10 три года назад стало одним из крупнейших проектов такого класса в российской энергетике. Летом 2007г. было официально объявлено о завершении проекта: ERP‑система развернута на исполнительный аппарат и все 11 филиалов территориальной генерирующей компании, обеспечивает полномасштабное управление всей финансово‑хозяйственной деятельностью предприятия. Реализация и тиражирование системы были проведены за восемь месяцев. Произошел переход к централизованному управлению всеми аспектами финансово‑хозяйственной деятельности ОАО «ТГК-10». Удалось добиться стандартизации операционной деятельности и унификации бизнес-процессов, включая использование единой номенклатурно‑справочной информации.

Система на платформе SAP ERP включала автоматизацию всех бизнес-процессов в области бухгалтерского учета, учета затрат, управления логистикой, техническим обслуживанием и ремонтом оборудования и «представляет надежную поддержку реализации бизнес-задач компании, в том числе и в процессе подготовки к процедуре IPO», как было сказано в пресс-релизе. Тогда же шла речь о том, что один из основных эффектов внедрения — повышение инвестиционной привлекательности, в том числе капитализации компании на 10—15%.

Как раз в этот период шло активное реформирование энергетической отрасли, РАО «ЕЭС» исчезло, распродав свои активы. Новым владельцем ТГК-10 стал финский энергетический концерн «Фортум». Весной 2008г. формально и юридически, а с 2009г. фактически он приступил к управлению приобретенным активом. Чрезвычайно любопытно, что, кроме инвестиционной привлекательности, новые собственники получили от столь широко внедренной SAP ERP и каким планируется дальнейшее развитие ИТ‑системы.

Как рассказывает Андрей Захватов, начальник управления бизнес-приложений ОАО «Фортум», ситуация развивается следующим образом. Новые владельцы и новое руководство, пришедшее к управлению компанией, сочли, что вся отчетность, реализованная в SAP ERP, полностью соответствует задачам «Фортум» в России. Был признан успешным и высоко оценен проект по автоматизации закупок. К настоящему времени в компании средствами ERP автоматизированы учет затрат, бухгалтерский и налоговый учет, снабжение и управление складами, учет сбытовых операций (в части учета оптовых продаж электроэнергии и продажи материалов со складов), автоматизированы функции управления инвестиционными проектами, казначейский контроль, а также модели отчетности, как внутренней, так и внешней.

Особое внимание уделяется модулю SAP PM, именно с ним связаны и большие планы, и существенные проблемы. Внимание к этой функциональности — отраслевая особенность энергетики, ведь основные расходы генерирующих станций (от 60% и более) приходятся именно на ремонты. Собственно говоря, именно ремонты оборудования — основной производственный процесс действующей электростанции. Во время первоначального развертывания системы для автоматизации управления ремонтами было многое сделано, в частности, составлялись и вводились в ERP паспорта оборудования, единые справочники и классификаторы. Это чрезвычайно ресурсоемкая задача, особо сложная именно для энергетических предприятий, где чаще всего оборудование не новое, поступавшее в разные периоды и чрезвычайно разнообразное. Реализован в ERP и используется учет затрат на ремонты.

Были автоматизированы и другие производственные процессы управления ремонтами, но «Фортум» ставит задачу принципиально их изменить. В Финляндии роль организаций, аналогичных «Ростехнадзору», существенно ниже, нет столь жесткого государственного контроля за техническим состоянием станций, их безопасность — это ответственность и риски владельцев ресурсов. И в основе планирования ремонтов оказываются ремонты по состоянию и предупредительные ремонты. Это кардинальное отличие от российского подхода, где традиционно практикуются ремонты плановые. Что ремонты по состоянию могут и должны быть значительно более выгодными экономически — общеизвестно. Но до сей поры в российской энергетике не удавалось их реализовать, прежде всего потому, что есть определенные регламентные процедуры, заданные регулирующими органами, не говоря уж об отсутствии соответствующих методик и данных. Ведь подобное планирование должно опираться на контроль реального состояния оборудования, в том числе средствами АСУТП.

«Фортум» ставит задачу: перейти к эффективным стратегиям ремонтов и изменению бизнес-процессов в соответствии с новой моделью. Естественно, потребуется и соответствующая перестройка ИТ‑системы. Проводятся организационные изменения, удается уходить от цеховой структуры, будет пересмотрена иерархия оборудования. В целом предполагается перейти на сложившиеся в «Фортум» практики и методы управления ремонтами, чтобы сократить их сроки и повысить эффективность работ, в целом повысив экономическую отдачу энергетического оборудования.

Руководство компании ставит, поясняет Захватов, во главу угла оптимизацию бизнес-процессов на базе их формализации и описания. Методологическая основа — подход Lean Six Sigma. Описываются процессы средствами ARIS. В целом проект пойдет по вполне традиционному плану: описание «как есть», затем «как должно быть», реализация новой модели в ERP и полный переход на нее на практике. Подготовительные работы, выполняемые собственными силами и с участием финских специалистов, уже идут, а с 1 июня текущего года начнется проект по формализации и оптимизации процессов с участием внеш­него подрядчика. Стартует он с пилотной площадки.

В качестве пилота выбрана одна из станций, Тюменская ТЭЦ 2. Весь процесс планирования ремонтов на ней будет описан и оптимизирован по новым принципам. За три месяца планируется завершить «описание как есть», к концу года — реализацию в SAP «как должно быть». Тогда же должны быть получены первые результаты по повышению производительности и эффективности процессов. После завершения пилотного проекта тиражирование будет развернуто и на другие станции.

В целом подход «Фортум», как поясняет Захватов, основан на применении одного комплексного ИТ-решения для автоматизации всей деятельности компании. Именно так работают предприятия компании в Финляндии, поэтому планируется постепенный перенос всех функций в SAP ERP и отказ от применения других систем, которые пока еще сохраняются на станциях. Но проект автоматизации ремонтов в российской «дочке» будет пионерским и для «Фортум». Если он окажется успешным, такая практика, возможно, будет распространена и на другие принадлежащие компании предприятия.

Одним из перспективных направлений развития ИТ‑систем в компании считается интеграция систем ERP, MES и АСУТП. Принципиальный момент — использование унифицированных средств MES как промежуточного связующего слоя. В «Фортум» такие решения уже применяются, на станциях российского дивизиона опыт применения пока минимален. Пока что, по словам Захватова, на каждой станции реализовано собственное решение АСУТП. До их стандартизации и организации связи с ERP — путь неблизкий, и эти трудности связаны скорее с объективным разнообразием и уникальностью оборудования, чем с организационными препятствиями.

Первостепенная задача на ближайшие полгода-год — формализация и оптимизация бизнес-процессов управления ремонтами.