Взаимодействие между партнерами по бизнесу посредством предоставления доступа в информационную систему до сих пор остается в России относительной редкостью. Однако оно может играть весьма серьезную роль в повышении эффективности и управлении продажами. Конечно, число таких примеров растет, но в торговле оно до сих пор невелико. Опыт METRO Group в этом отношении весьма примечателен. Доклад о нем прозвучал в октябре 2009г. на конференции «IV Форум Business Intelligence 2009», организованной AH Conferences и посвященной бизнес-аналитике.

METRO Group действует в 33 странах. В России она представлена тремя торговыми сетями — «МЕТРО Кэш энд Керри Россия», «Реал — Гипермаркет» и «Медиа Маркт». Для такой крупной компании вопрос обмена информацией с поставщиками товаров стоит крайне остро. Как рассказывает Даниил Зеленин, аналитик по порталу для поставщиков, в нашей стране до 2007 г. поставщики получали информацию, запросив ее непосредственно у сотрудников соответ­ствующей торговой сети. Учитывая интенсивность работы, менеджеры торговых подразделений METRO Group не всегда имеют время оперативно выдавать информацию по таким запросам.

В 2007г. в России был введен в эксплуатацию портал для поставщиков Metro Link (www.metro-link.ru). На портале собраны приложения, которые обеспечивают прозрачность во взаимоотношениях с поставщиками, а также способствуют более эф­фективному взаимодей­ствию. Портал содержит: средство предоставления аналитических отчетов на базе BI-платформы MicroStrategy; ин­струмент для совместной работы на базе MS Office SharePoint; средство «Мои документы» для предоставления стандартных информационных файлов.

Как правило, поставщики используют средство предоставления аналитических отчетов, которое позволяет анализировать данные из корпоративного хранилища данных METRO Group, а также выгружать их в файлы различных форматов. По сути, поставщики используют то же BI-приложение MicroStrategy, которым пользуются и сотрудники METRO Group. Оно является корпоративным стандартом. Для поставщиков это приложение имеет ограниченный функционал, но вполне достаточный, чтобы обеспечивать прозрачность товародвижения внутри торговых подразделений и иметь доступ к справочной информации по своим артикулам. Для них разработано более 60 стандартных отчетов по приемкам, остаткам, продажам, промоакциям и мастер-данным и отчеты с показателями качества поставок — Supplier Scorecard. В отчетах доступны функции, позволяющие агрегировать или детализировать данные в разных измерениях, а также функции форматирования, фильтрации, постраничного представления данных.

Другое доступное поставщикам приложение — это средство совместной работы на базе SharePoint, позволяющее им участвовать в рабочих областях, созданных менеджерами METRO Group. Партнеры по бизнесу могут вести совмест­ные проекты, редактировать документы, проводить опросы, а общие календари, оповещения и уведомления позволяют координировать работу в группе.

Скоро поставщики смогут работать с отделом по взаиморасчетам, используя средство «Мои документы» портала Metro Link. Это приложение поможет им оперативно получать нужную информацию в виде файлов.

Имея прямой круглосуточный доступ на портал, поставщики будут самостоятельно получать необходимые сведения. Очевидно, что такой уровень взаимодействия невозможно обеспечить без платформы, подобной порталу Metro Link. Теоретически такой инструмент должен быть выгоден обеим сторонам.

Поставщики получают унифицированные, стандартизованные данные при первой необходимо­сти. Эти данные достоверны, они используются и сотрудниками соответствующих компаний METRO Group. Базируясь на одной и той же информации, партнеры по бизнесу могут легче вести переговоры. Отслеживание остатков в торговых центрах позволяет вовремя реагировать на снижение уровня и упреждать вероятные сбои в заказах товара, что приводит к более высокой доступности товара на полках. Поставщики могут получать и анализировать данные по покрытию товарных запасов и оборачиваемости товара. Данные по промоакциям помогают ежедневно отслеживать их результаты. Доступность сравнительного анализа товара по категориям и магазинам позволяет поставщику лучше оценивать работу своих мерчендайзеров. Используя исторические данные, доступные за текущий и два предыдущих года, поставщики могут более правильно планировать поставки и соответственно оптимизировать свое производ­ство, запасы сырья, упаковки и готовой продукции, а также логистику. Также немаловажно всегда пользоваться доступом к актуальным документам, получать оповещения в случае каких‑либо изменений в процессах работы и иметь платформу для ведения совместных проектов.

Для METRO Group при этом возникает массив информации, который легко контролировать. Повышение качества поставок — тоже очевидное преимущество.

Таким образом, и те и другие должны выиграть за счет возросшей оперативности, повышения производительности труда, уменьшения числа ошибок. На практике все эти обстоятельства действительно реализовались, но в значительно меньшем объеме, чем ожидалось, поэтому и эффект оказался не столь выраженным, как хотелось бы. В настоящее время портал используют около 300 поставщиков, хотя их могло бы быть значительно больше.

Пока портал не используется широко, потому что доступ к нему платный, а поставщики недооценивают возможности, которые могут быть реализованы посредством получения ценной информации от одного из крупнейших партнеров по бизнесу. Однако Даниил Зеленин надеется, что ситуация в скором будущем изменится. Дополнительные средства Metro Link привлекут новых поставщиков и обеспечат более эффективное их взаимодей­ствие с METRO Group. Использование приложений на портале станет вполне обычным и для них.

Рассматривая накопленный опыт, METRO Group выводит взаимоотношения с поставщиками на совершенно новый уровень. В свою очередь, и поставщики более качественно могут планировать производство и управлять продажами и логистикой, опираясь на ранее недоступную для них информацию.