Со времен Дедала и Икара человек хотел взмыть в небо. Однако его мечтам удалось осуществиться только с появлением дирижаблей, аэростатов, а впоследствии самолетов и вертолетов. Идеи о «летающем автомобиле» уже давно занимали умы фантастов и, похоже, сегодня постепенно воплощаются в реальность.

В далеком 1989 году фирма Moller выпустила автомобиль, благодаря которому эта компания, пожалуй, навсегда останется в истории. Её машина не просто напоминает летающую тарелку — это и есть самый настоящий НЛО. Как отмечают многие обозреватели, аппарат этот ненадежен и опасен, потребляет огромное количество топлива и никогда не выйдет в серийное производство. Тем не менее в свое время он произвел истинный фурор, доказав, что летающие автомобили возможны. После этого компания Moller попробовала вновь поразить общественность, создав автомобиль Moller Skycar M400 — по внешнему виду некую помесь гоночного болида и ракеты. Но несмотря на оригинальный дизайн, летающая машина M400 уже в 2003 году перестала интересовать потенциальных инвесторов.

На первый взгляд могло показаться, что интерес к летающим авто спадал, однако это не так. Уже через 22 года после создания кара Moller, в 2011-м, летающий автомобиль Terrafugia Transition впервые в мире получил разрешение на эксплуатацию от федерального авиационного управления США. Хотя это транспортное средство официально позиционируется как небольшой самолет, способный двигаться и по шоссе, по дизайну Terrafugia очень похож на автомобиль с крыльями (а чем-то и на автомобиль из фильма про Фантомаса). Надо сказать, что власти США пошли навстречу производителю столь экзотической машины и разрешили использовать особое облегченное стекло и специального вида шины, годные для эксплуатации при высоких скоростях. Кстати о скоростях: в воздухе Terrafugia Transition будет преодолевать порядка 185 км/ч, а на асфальте сможет «разогнаться» до 105 км/ч. Для взлета машине нужно проехать чуть менее километра по шоссе. При этом трансформация из обычного автомобиля в летательное средство происходит за 30 секунд — такое время требуется на разворачивание крыльев. Мощность двигателя летательного аппарата составляет 100 лошадиных сил. Стоить такое чудо техники в США будет около 200 тыс. долл., и в серийное производство оно должно поступить уже в конце нынешнего года. При этом за его руль сможет сесть только водитель, имеющий лицензию пилота, для получения которой необходимо налетать не меньше двадцати часов на легковых спортивных самолетах. Так что пока управлять летающими карами смогут только избранные…

Надо сказать, что летающие автомобили, нацеленные на серийное производство, создают не только в Соединенных Штатах. Так, студенты Южно-Китайского технологического университета разработали концепт-кар YEE, который впоследствии стал золотым призером Пекинского международного конкурса автомобильных концептов. Это транспортное средство, так же как и Terrafugia Transition, предназначено не только для передвижения по воздуху, но и для езды по шоссе. По внешнему виду летающий YEE похож на майского жука, а при трансформации для езды «жук» складывает крылья. При этом эксперты сходятся во мнении, что все используемые для создания такого летательного аппарата технологии уже существуют, а значит, YEE поступит в серийное производство в ближайшие годы, так что через несколько лет вся Поднебесная будет наводнена летающими карами.

Отдельного упоминания достойны автомобили с пропеллерами, напоминающие вертолеты или же стрекоз. Такие модели представляют ZEEP Design и Pal-V. Как отмечают эксперты, эти летающие машины обладают массой недостатков (помимо априори огромной стоимости). Одна трансформация в летательное устройство для Pal-V занимает почти десять минут. Тем не менее этот голландский аппарат сейчас проходит испытания. По замечаниям представителей компании, машина соответствует необходимым стандартам легкой авиации и автомобилестроения на основных рынках, так что может использоваться и в небе, и на дороге. Начало серийных продаж данного аппарата анонсировано уже на 2014 год.

Далеко не все летающие автомобили построены по подобию вертолетов и самолетов — некоторые образцы технической мысли оснащены парашютами, которые в комплекте с пропеллером позволяют машинам взмывать в облака. К таким авто можно отнести Parajet SkyCar и Maverick Sport. Стоит сказать, что модели этого типа вряд ли смогут покорить городское пространство: как взлет, так и приземление могут оказаться весьма проблематичными, ведь точно посадить машину, управляя парашютом, способны только экстремалы.

Стоит отметить, что некоторые именитые автомобильные бренды также пытаются занять место под солнцем на нарождающемся рынке летающих автомобилей и демонстрируют свои инновационные модели. Так, компания Audi представила концепт-кар Audi Shark, который при движении должен опираться на воздушную подушку. Критики сразу отметили, что функционирование подобного транспортного средства невозможно в условиях современной гравитации. Однако компания, судя по всему, хотела показать свою приверженность инновациям и лишний раз подчеркнуть умение создавать по-настоящему красивые вещи. Что и говорить, хоть Audi Shark и не умеет летать, смотреть на его фото действительно приятно.

Пока летающие автомобили остаются футурологической мечтой, но нельзя исключать, что в скором будущем человечество наконец-то покорит воздушное пространство уже на автомобилях, причем самого разного дизайна и различных ценовых категорий. Будем надеяться, что эти идеи реализуются быстро, и тогда и в нашей стране удастся решить одну из ее насущных проблем — загруженность автомагистралей.