Обычно сетуют на то, что банковская сфера в России очень неохотно пользуется услугами аутосрсинга. А даже если на это где-то решаются, то не может быть и речи о том, чтобы отдать на внешнее управление автоматизированную банковскую систему (АБС), ядро информационных сервисов любого банка.

Но из любого правила есть исключения. Тем более, что бывают ситуации, когда иначе как воспользовавшись услугами аутсорсинга невозможно решить задачу, которую ставит бизнес. Особенно если речь идет о стратапе или быстрорастущей компании.

На конференции «ИТ-аутсорсинг 2013», организованной компанией CNEWS Analytics, ровно этому посвятил свое выступление Олег Коротков, вице-президент, руководитель направления «Технологии» банка «Монолит». Это финансовое учреждение существует уже довольно давно, больше 20 лет, но до 2012 года он был небольшим. Вся его деятельность была ограничена обслуживанием группы компаний. Но в какой-то момент собственники обратили внимание на то, что их бизнес-партнеры пользуются услугами других банков. Но при этом имеется собственный банк, который, однако, никак не участвует в кредитовании бизнес-партнеров, в итоге возможная выручка от операций по кредитованию уходит на сторону. В итоге была поставлена задача обеспечить поступление прибыли от еще одного бизнеса, причем в максимально короткие сроки.

Для решения поставленной задачи было необходимо, с одной стороны, расширить филиальную сеть банка, и, с другой – обеспечить информационную поддержку для новых сервисов. А поскольку банк был в основном расчетным, то для обеспечения проведения этих операций было достаточно малой АБС, с обслуживанием которой справлялось лишь двое специалистов. Этого хватало для ведения бухучета и выполнения простых проводок, но о решении поставленных руководством задач не могло быть и речи. Равно как и о масштабировании на всю филиальную сеть, к созданию которой банк активно приступил.

Встала задача создания новой технологической платформы, причем практически с нуля. И тут аутсорсинг стал естественным выбором. Причем несмотря на все недоверие, связанное с опасениями нарушить нормы по защите информации и потерей контроля над бизнес-процессами. Однако плюсы все же перевесили. Тем более, что в головном офисе банка просто отсутствовала серверная комната. Равно как и помещение, которое можно в нее переоборудовать в разумные сроки. Возможной альтернативой была аренда или покупка дополнительного здания для центра обработки данных, проведения туда коммуникаций, закупка оборудования и т.д. Все это выливалось в длительный и дорогостоящий проект.

Другим важным аргументом в пользу аутсорсинга стала ситуация на рынке труда. Ни для кого не секрет, что она перегрета. Особенно остро проблема дефицита специалистов стоит в регионах. В итоге сбор и выращивание команды ИТ-специалистов также становился делом длительным и при том затратным. Тем более, что эту команду надо еще и потом удержать. А до начала работ по проекту расширения банка ИТ-служба там практически отсутствовала.

И, наконец, внедрение «тяжелой» АБС также является делом не слишком простым и тоже довольно длительным по времени. В итоге выстраивание ИТ платформы оказалось просто невозможным. Иных вариантов, помимо аутсорсинга, просто не оказалось.

Начался поиск поставщика услуги. Как отметил Олег Коротков, выбирать пришлось среди лидеров рынка АБС. Нужно было готовое решение от стабильной компании, хорошо отработанное в банковском сообществе, обладающая хоть каким-то опытом в области аутсорсинга. При этом поставщик решения должен иметь собственную ИТ инфраструктуру по регионам присутствия, обладать технической поддержкой, работающей в режиме 24х7 и обладать пакетом всех требуемых лицензий контролирующих органов. В итоге была выбрана система «ЦФТ-Банк» компании «Центр финансовых технологий» (ЦФТ).

Все работы по миграции с унаследованной на новую АБС заняли всего 1,5 месяца. Причем, как подчеркнул Олег Коротков, поскольку речь шла об аутсорсинге, проект делался ЦФТ как будто для самой себя. Подключение каждого из дополнительных офисов требовало относительно небольшой настройки терминального соединения.

Для связи как между филиалами, так и между ЦОД оператора используются защищенные каналы связи, причем все средства шифрования имеют полный набор лицензий от ФСТЭК и ФСБ. При этом администраторы, работающие на стороне оператора, не видят реальных данных. Это удалось осуществить с помощью средств защиты баз данных от Oracle, которые установлены в банке. Также на стороне оператора установлены средства защиты от действий третьих лиц, включая DDoS атаки, несанкционированный доступ, а также инструментарий, направленный на защиту от мошенничества.

Дорабатывалась и функциональность решения. В начале осени был открыт Интернет-банк для юридических лиц, в конце 2012 года заработала система переводов, а в начале 2013 года введена в эксплуатацию система мобильного банкинга для физических лиц. При использовании традиционной АБС о такой скорости запуска новых сервисов не могло быть и речи.

Использование аутсорсинга позволило банку открывать 2–3 дополнительных операционных офиса в месяц, причем вне зависимости от его местонахождения. Всего с июля прошлого года заработали 4 филиала и 20 дополнительных офисов. В конце 2013 года должен вступить в действие еще один филиал.

При этом значительного расширения штата ИТ-специалистов не потребовалось. Все ограничилось привлечением сотрудников технической поддержки первой линии. Все остальные задачи по обслуживанию оборудования и ПО закрываются оператором. Любой пользователь имеет возможность обратиться к службе технической поддержки ЦФТ напрямую, минуя центральный офис самого банка.

Процесс доработки системы является полностью прозрачным. Это существенно упрощает вопросы взаимодействия с бизнес-пользователями. В итоге всегда можно оценить то, насколько реально необходимы те или иные изменения в системе и во сколько они обойдутся. Впрочем, данное обстоятельство, как признал Олег Коротков, не вполне однозначно. Особенно если речь идет о мелких доработках, которые при традиционном решении легко было проводить своими силами. В случае же аутсорсинга от них чаще всего приходится отказываться.

Однако запуск новых сервисов использование аутсорсинга позволяет проводить очень быстро. При традиционном решении такого можно добиться только при наличии большого штата высококвалифицированных, а значит, дорогих специалистов по разным направлениям. Плюс время, которое придется затратить на их поиск. Многие из них просто наперечет, в частности, по ИТ-поддержке ипотечных программ кредитования. А при использовании аутсорсинга, как подчеркнул Олег Коротков, эта задача была разрешена в разумные сроки, и данный сервис уже готов к запуску. Кроме того, необходимые доработки можно вносить в планы работ, как краткосрочные, так и в долгосрочные.

О компании

Общество с ограниченной ответственностью Коммерческий банк «Монолит» основан в 1992 году и является одним из старейших кредитно-финансовых институтов современной России. В первые годы своего существования на финансовом рынке Банк приоритетно работал с юридическими лицами. В соответствии с меняющимся потребностями клиентов, Банк «Монолит» на сегодняшний день стратегически ориентирован на предоставление полного спектра банковских услуг, успешно функционируя в современных условиях в качестве универсального финансового учреждения. В ближайших планах – работа с предприятиями малого и среднего бизнеса всех форм собственности и поступательное развитие розничного направления.