Мы заканчиваем публикацию и обсуждение результатов нашего внеочередного исследования «ИТ в условиях кризиса». На этот раз разговор пойдёт о том, какие способы уменьшения затрат на эксплуатацию сейчас актуальны и какие инициативы здесь могут помочь.

Вопрос «Какие инициативы важны для снижения затрат на эксплуатацию/обслуживание?» ставился дважды — в «кризисном» и «докризисном» исследованиях. Каждую инициативу предлагалось оценить по пятибалльной шкале, и общие средние результаты вы можете видеть на диаграммах 1 и 2.

Как это ни странно, значение почти всех инициатив по сравнению с докризисным периодом снизилось. Таким образом, ни одна из них, по мнению респондентов, не является серьезным способом снижения операционных затрат.

Технологические меры

Несмотря на заявления поставщиков, ни виртуализация и консолидация, ни внедрение систем управления инфраструктурой и ее мониторинга не получили высоких оценок. То есть респонденты не считают, что эти технологии могут существенно помочь в деле сокращения затрат на эксплуатацию. И в этом мы согласны с участниками исследования — реклама поставщиков в этих направлениях обещает явно больше, чем следует ожидать. С другой стороны — их все же не стоит совсем сбрасывать со счетов: определенный приоритет у таких инициатив есть, то есть некоторый эффект все же будет.

Аналогично обстоят дела и в области сервисно-ориентированной архитектуры. Заметим еще, что падение важности реализации SOA скорее всего не следует трактовать как недоверие к ней в целом. Преимущества ее никуда не делись, однако, по всей вероятности, ИТ-директоров останавливают высокая стоимость, методологическая сложность и большая длительность таких проектов.

Немного подросла важность использования решений с открытым кодом, но абсолютный приоритет у этой инициативы небольшой — почти на минимуме. И хотя разговоров об этом сейчас идет все больше и больше, очевидно, что респонденты не верят в эффективность данной меры. Скорее всего это связано с тем, что организацию среднего размера просто невозможно быстро и относительно безболезненно перевести на ПО с открытым кодом.

Организационные меры

Наиболее важны стандартизация ИТ‑систем и мотивация персонала, что вполне понятно. Однако в абсолютном измерении (по пятибалльной шкале) их значимость не так велика — более того, по сравнению с докризисным уровнем она упала. Возможно, причина в том, что эти меры не являются быстрыми и далеко не бесплатны, так что в условиях кризиса они не могут получить высокий приоритет.

Тем не менее мы думаем, что важность стандартизации недооценена. По сути она остается чуть ли не единственным постоянным и серьезным инструментом снижения эксплуатационных затрат. И то, что ее роль на данном этапе респондентами оценивается ниже, чем до кризиса, на наш взгляд следует рассматривать либо как необдуманную эмоциональную реакцию, либо как серьезное тактическое заблуждение. Надеемся всё‑таки, что верно первое.

Приоритет методического обеспечения деятельности ИТ-отдела не очень высок, и это не согласуется с ответами на вопрос о временных мерах в условиях кризиса, где за усиление стандартизации и методического обеспечения ИТ-процессов высказались 46% респондентов (№ 20/2008). Столь слабый приоритет на наш взгляд говорит о недостаточном понимании важности и эффективности этой меры. По нашему мнению, важность методического обеспечения ИТ-процессов должна быть выше. Это подтверждают и наши интервью. «Постановкой ИТ-процессов сейчас заниматься самое время, — говорит Кирилл Соловейчик, генеральный директор "ЛЕНПОЛИГРАФМАШа". — На самом деле руководитель службы всегда должен этим заниматься. А сейчас тем более. Подумать, как построить процессы, грамотно расписать их, а потом объяснить сотрудникам — для этого не нужны никакие дорогостоящие технологии. Постановка ИТ-процессов улучшит прозрачность работы службы, поможет руководству предприятия понять ее процессы, повысит доверие к ней. И это должно немедленно дать положительный эффект». Сильнее всего упала значимость обучения, но о причинах этого мы уже говорили, обсуждая результаты исследования в № 19/2008.

Аутсорсинг

Как вы, наверное, заметили, списки инициатив до и во время кризиса различаются только одним пунктом: вместо «использования аутсорсинга» в докризисном опросе мы поставили две противоположные меры — «повышение использования аутсорсинга» и «снижение использования аутсорсинга». Существуют весьма разные точки зрения на то, в какой степени нужно использовать аутсорсинг в условиях кризиса. И чтобы снять какие‑либо перекосы в ответах, обусловленные самой постановкой вопроса, мы написали и то, и другое.

Опрошенные ИТ-директора поставили почти одинаковые приоритеты и повышению, и понижению использования аутсорсинга. Причем обе эти меры не такие уж действенные. То есть аутсорсинг никак нельзя назвать приоритетным инструментом для снижения затрат на эксплуатацию: у него есть как плюсы, так и минусы. И кто бы ни говорил, что аутсорсинг выгоден и очень нужен компаниям в условиях кризиса — а мы такие разговоры слышим очень часто, — это неправда. Верного для всех совета использовать аутсорсинг или, наоборот, отказываться от него не существует. Вот что по этому поводу сказал один из ИТ-директоров на заседании «Без галстуков» клуба SPb CIO: «В этом году я перевел из аутсорсинга в инсорсинг help desk и сэкономил тем самым много денег. Но есть ИТ-функ­ции, которые остаются на аутсорсинге, и я не собираюсь их передавать внутрь ИТ-отдела. Так что единого рецепта здесь нет».

Заметим еще, что в условиях сокращения штата ИТ‑сотрудников аутсорсинг остается единственным способом сохранить качество ИТ‑сервисов. Не исключено, что для некоторых компаний это и верно: при сокращении штатов отказ от аутсорсинга выглядит нелогично. Однако о снижении затрат на ИТ‑сотрудников заявили очень мало ИТ-директоров — такие расходы сокращаются в последнюю очередь. И это лишний раз подтверждает, что как очевидный инструмент уменьшения ИТ-затрат в условиях кризиса аутсорсинг рассматриваться не может.

Личная тактика ИТ-директора

Наконец, последний аспект, который мы посчитали необходимым выяснить в ходе исследования, — личная тактика ИТ-директора в условиях кризиса. Мы задавали вопрос: «Какова будет ваша личная тактика в условиях кризиса?» (диаграмма 3). И ответы весьма позитивные — 70% ИТ-директоров намерены занять активную позицию и найти тот путь, где ИТ обеспечат конкурентное преимущество компании. Это снова говорит о вере в возможности ИТ. Половина ИТ-директоров намерена сама предложить инициативы по снижению ИТ-затрат. И ещё один очень важный момент: чуть менее трети ИТ-директоров рассматривают кризис как потенциальную возможность повышения своего веса в команде топ-менеджеров. Все эти ответы свидетельствуют о стремлении CIO не отсиживаться, а активно сопротивляться кризису и выйти из него более сильными. Чего мы всем и желаем.

Этим материалом мы заканчиваем публикацию результатов нашего кризисного исследования. Подготовленная нами полная версия отчета о результатах исследования кроме опубликованных материалов включает детализацию ответов на основные вопросы по девяти отраслям и исследование некоторых взаимозависимостей. Если кому‑либо из ИТ-директоров интересна эта полная версия — мы готовы ее предоставить (для этого напишите мне на zimin@iemag.ru). Кроме того, ряд дополнительных материалов исследования будет опубликован на нашем сайте.