Расходы, связанные с TCO, довольно существенны. Для системы начального уровня они могут быть выше конечной стоимости оборудования, для профессиональной рабочей станции их величина составляет 50–60%.

Основная статья затрат – расходы на обслуживающий персонал. На нее приходится до 90% общей суммы. В коммерческом секторе эта доля еще выше, поскольку в наших расчетах использовались средние показатели, на которые значительное влияние оказывал низкий уровень заработной платы в государственном и общественном секторе, а также в депрессивных регионах.

Второй по значению статьей оказались расходы на приобретение систем, вышедших из строя и не подлежащих ремонту. Особенно велика она была у систем начального уровня вне зависимости от сборщика. Это связано с тем, что процессы деградации качества комплектующих затронули данный сегмент особенно серьезно.

Прочие статьи не играют большой роли. Их величина пренебрежимо мала.

Различия в TCO между продукцией одного класса крупных российских и зарубежных компаний в целом незначительны и находятся на уровне, близком к статистической погрешности. Различия в конечной стоимости и издержки за счет слабой разветвленности сервисной сети компенсируются за счет большей надежности.

Методика оценки стоимости владения (ТСО) корпоративного ПК