Концепции «умного дома», «умного здания», «умного города» прочно вошли в нашу жизнь. В журнале Intelligent Enterprise также неоднократно появлялись статьи и даже специальные тематические выпуски на подобные темы, и каждый раз мы по традиции сосредотачивались на том, что собственно делает «умным» тот или иной объект. Это могло быть связано с обеспечением безопасности, с интеллектуальной управляемостью (а иногда самоуправляемостью) того или иного объекта. Часто имелась в виду способность к быстрой реконфигурации объекта с целью обеспечить максимальную комфортность для тех, кто в данный момент его посещает. В качестве объекта может выступать (и выступал, в частности, в наших публикациях) стадион, вокзал, аэропорт, крупный торговый, развлекательный или бизнес-центр.

И десять, и даже двадцать лет назад все подобные объекты нуждались в системах автоматизации, но ими скорее оказывались отраслевые продукты, строго ориентированные на решение вполне определенных задач, напрямую связанных с исполнением прямых функций объекта.

Сейчас же, в эпоху смарт-автоматизации, всё меняется. Жители крупных (а также не очень крупных) городов с разной периодичностью посещают все вышеназванные комплексы. В каждом из них посетитель должен чувствовать себя одинаково комфортно и, получая целевой сервис, не быть лишенным тех мест, к постоянному присутствию которых он уже начинает привыкать. Речь идет о ресторанах, детских площадках, медицинских пунктах, парковках, часто — залах для релаксации или занятия физическими упражнениями и т. д.

В этих условиях структуры самых различных объектов, единовременно притягивающих к себе большое количество людей, механизмы их управления и соответственно системы автоматизации, начинают строиться по схожим принципам. Согласно им, в частности, должна существовать некая единая система электронного интерфейса с посетителем, предлагающая информационные сервисы по любым вопросам, связанным с его пребыванием на объекте. И та же система со своей стороны должна поддерживать надежную управляемость объекта, обеспечивая разнообразной информацией его персонал.

Современный аэропорт — один из самых насыщенных передовыми ИТ инфраструктурных комплексов города, и соответственно он может являться ориентиром для автоматизации многих других объектов, по тем или иным причинам единовременно принимающих большое количество людей.

Обслуживание авиапассажиров подразумевает одновременное выполнение множества различных процессов. Как правило, они управляются разными, а зачастую еще и логически разобщенными системами, включающими в том числе те или иные мультимедийные решения.

Отдельно может использоваться система, отображающая расписание рейсов, отдельно — системы, работающие в условиях чрезвычайных ситуаций, система информирования, видеонаблюдения, системы, поддерживающие работу электронных рекламных носителей. Представляется разумным объединить их в рамках единого решения, осуществляющего управление и контроль.

Smart Digital Signage: искусство управления информацией

В современном аэропорту подобную функцию выполняют системы класса FIDS (Flight Information Display System) и Digital Signage. Они играют первостепенную роль в информировании пассажиров, в оптимизации пассажирских потоков и обеспечении безопасности. Повышение уровня комфорта пассажиров и сокращение времени посадки в конечном итоге увеличивают прибыль аэропорта.

Фирма AUVIX является эксклюзивным представителем голландской компании Net Display Systems, предлагающей концепцию Smart Airport Signage на основе программного комплекса PADS4, который может интегрироваться с различными ИT-системами и источниками данных.

Решение на базе PADS4 фактически виртуализирует информационное поле: все экраны аэропорта гибко используются по мере необходимости на основе правил, которые могут быть оперативно изменены. Условно говоря, если в небольшом аэропорту расписание рейсов в системе FIDS занимает всего четыре строки, то оставшееся место всегда можно выделить для отображения другой полезной информации. К примеру, о погоде в пункте назначения, о местном времени, о важных локальных новостях и т. п. Эта же информация может отображаться и на экранах у ворот выхода на посадку, у стоек регистрации, в магазинах беспошлинной торговли, в барах и ресторанах. Информационная система становится более дружественной к пассажирам, более интересной и полезной для них. К слову, зная индивидуальные потребительские предпочтения пассажиров, вылетающих в том или ином направлении, можно существенно повысить эффективность рекламы, вовремя расставляя нужные акценты.

Сложно переоценить пользу от такой гибкой системы оповещения в транзитных зонах аэропорта. Особенно если время на пересадку ограничено. Очень важно оперативно предоставить спешащим и нервничающим людям максимально полную информацию о том, как быстрее оказаться в нужном месте. Например, если это не будет противоречить исполнению более приоритетных функций, то при необходимости на некоторые экраны можно вывести персональное сообщение типа: «Пассажир Василий Петров, для посадки на рейс № … подойдите к выходу № …, идите прямо и направо. Посадка заканчивается через 10 минут».

Золотое правило любого аэропорта (впрочем, как и другого объекта, эксплуатация которого связана с присутствием на его территории большого количества людей), — дублирование информации на разных носителях. Это делает коммуникации более эффективными и управляемыми. В некоторых зонах аэровокзала порой бывает шумно и не всегда можно расслышать голосовые объявления. При интеграции Smart Digital Signage, построенной на базе PADS4, с системой звукового оповещения AviaVox можно дублировать объявления на нужных экранах в виде всплывающего окна: «Начинается посадка на рейс…».

С развитием цифровых технологий появляется все больше возможностей для их интеграции со Smart Digital Signage. К примеру, имея в смартфоне электронный билет, можно не только пройти электронную регистрацию на терминале, но и сразу получить подсказку, куда теперь нужно идти и сколько это займет времени.

Тут можно вспомнить интервью, которое пару лет назад нашему изданию дал глава управления информационных технологий городского правительства Лондона Дэвид Манн. По его словам недалеко то время, когда посетитель любого крупного муниципального объекта или мероприятия, на которое стеклось большое количество людей, почувствовав какую­то нештатную ситуацию, не станет дожидаться объявления по громкой связи или высматривать его на публичных экранах. Сначала он посмотрит в свой телефон в надежде обнаружить информацию там, и информация эта к тому же может быть персонифицирована.

С технической точки зрения тут речь как раз о неком усовершенствованном варианте эксплуатации систем, которые мы обсуждаем в рамках данной статьи.

Система Smart Digital Signage полезна не только пассажирам. Она позволяет выводить служебную инфор­мацию на рабочие места сотрудников аэропорта и обслуживающего персонала или на экраны, расположенные вне публичных зон. К примеру, система управления багажом может сообщить, когда ожидается прилет следующего рейса, а если это будет крупный самолет, то сколько понадобится погрузчиков для доставки багажа. Получив такую информацию, начальник смены может выделить необходимое число людей для раз­грузки. Туда же, кстати, можно вынести и информеры KPI для контроля скорости погрузки-разгрузки багажа и т. п.

Первым делом — самолеты?

Как правило, основной доход российским аэропортам приносит работа с авиакомпаниями. Однако в высококачественном сервисе нуждаются не только самолеты, но и сами пассажиры. Создав для них комфортные условия в помещении аэровокзала, можно найти массу возможностей для извлечения немалых дополнительных доходов. От сдачи в аренду коммерческих площадей (магазины, Duty Free, газетные и цветочные киоски), от организации услуг питания (рестораны, кафе) и проживания (гостиницы при аэропорте), от парковки автомобилей, от рекламной деятельности, от создания ­лаунж-зон, массажных и косметических кабинетов и т. п. По данным агентства ACI Europe, в среднем по аэропортам Европы доля доходов от этой «неавиационной» коммерческой деятельности составляет 43, а в некоторых случаях доходит и до 70%.

Надо сказать, что всё это сегодня характерно не только для аэропортов, но и для очень многих объектов инфраструктуры крупных городов. Аэропорты вместе с тем могут быть чуть впереди в силу их большей насыщенности некоторыми категориями технических решений.

Многие из них, как известно, активно функционируют в режиме 24/7, в любое время дня и ночи там найдется много людей, у которых есть свободное время и деньги. С этой точки зрения аэровокзал можно считать свое­образным торгово-развлекательным центром. Кстати, за рубежом аэропорты наравне со стадионами часто рассматриваются как место проведения досуга.

Монетизировать потенциальные возможности позволяет грамотное построение рекламно-информационных систем, оснащенных качественными мультимедийными решениями. И максимального эффекта можно добиться при их интеграции в общую единую систему Smart Digital Signage.

Интересно, что если раньше аэропорты стремились отдать этот «непрофильный» бизнес на аутсорсинг рекламным агентствам, получая за это небольшое вознаграждение, то теперь ситуация меняется на противоположную: рекламные агентства получают относительно скромные комиссионные отчисления, а основная часть доходов достается аэропортам. Конечно, это возможно в том случае, если там реализована рекламно-информационная система действительно высокого качества. К примеру, в аэропортах Вены и Мюнхена уникальные грандиозные и необычные рекламные носители сами по себе могут считаться неким арт-объектом. Они привлекают всеобщее внимание, запоминаются как достопримечательность и даже становятся неким «тотемом» аэропорта.

Большие пространства аэровокзала можно использовать и для социальных проектов. Многим, наверное, запомнилась мультимедиа-выставка «Победа! 70 лет», проводившаяся в аэропорту «Внуково», где на 150 экранах демонстрировалось более десяти тысяч фотографий, представленных ветеранами.

В преддверии чемпионата мира по футболу многие региональные аэропорты реконструируются и модернизируются в ожидании наплыва пассажиров. Однако по окончании мундиаля пассажиропоток неизбежно упадет. Чтобы оправдать инвестиции и повысить их отдачу, уже сейчас стоит задуматься о том, как использовать потенциальные возможности аэропорта в этих условиях. И здесь, наверное, имеет смысл ориентироваться на зарубежный опыт, рассматривая аэропорт не только в качестве крупного транспортного узла и даже не только как «торгово-развлекательный центр». Существенный доход можно получить, сдавая в аренду помещения для проведения самых разных бизнес-мероприятий, презентаций и конференций. Для этого, естественно, они должны быть оснащены всем необходимым оборудованием, включая современные мультимедийные решения.

Надо сказать, что подобная проблема «падения пикового спроса» может встать и в отношении многих спортивных объектов того же чемпионата. При этом подходы к её решению, в том числе и со стороны ИТ, тоже могут иметь целый ряд общих черт.