История корпоративной автоматизации в России, как известно, начиналась с учетных задач. Розничная торговля была одной из первых отраслей, где вводились изменения. Позже, с появлением на российских предприятиях достаточной инфраструктуры обработки корпоративных данных, все более ощутимые акценты стали делаться на аналитических приложениях. Но до сих пор соответствующие продукты в подавляющем большинстве случаев предлагаются как универсальные, лишенные какой-либо отраслевой специфики.

За последнее время не только накопилось много новой разнообразной информации об ассортименте, поставщиках, клиентах, продажах, но и качественно изменились факторы, влияющие на эти данные. Сетевая структура торговли теперь доминирует над отдельно работающими магазинами. Одним из важнейших факторов стал параметр географического расположения. Расширенный ассортимент вывел на одно из первых мест понятие категории (или корзины) товаров. Наконец, окрепшая в последние годы независимая транспортная и складская логистика также дает рознице возможность манипулировать уже целым множеством параметров, характеризующих время, стоимость и качество доставки, место закупки продукции и прочее.

Эти факторы сильно влияют на эффективность розничной компании, однако все вместе их практически невозможно оценить "вручную". В подобной ситуации аналитические функции не просто дополняют классическую транзакционную схему управления ресурсами. От результата данной аналитики, по сути, зависит то, как строится сквозная ИТ-поддержка оперативной деятельности.

Сегодня крупные розничные предприятия, обладая уже многократно выросшими ИТ-бюджетами, ищут для себя специализированные решения. Вместе с тем информационные системы, предлагаемые на российском рынке, традиционно развивались не так, как строятся ИТ-решения для крупного ритейлового бизнеса на Западе. И только сейчас, после приобретения корпорацией Oracle компании Retek, появилась возможность ликвидировать эти диспропорции российского рынка.

При этом, однако, надо учитывать, что сама структура информационной поддержки розничного бизнеса, заложенная в Retek (которая в настоящий момент входит в состав Oracle Retail), отличается от той, которая годами предлагалась местному рынку. И наоборот, она соответствует приемам, которые используют западные торговые сети. Решения Retek помогли стать лидерами таким компаниям, как Gap, Sainsbury's, Tesco, Best Buy, Nordstrom, Giorgio Armani, Office Depot, Galeries Lafayette.

Все начинается с прогноза

Чем отличается этот класс решений? Прежде всего аналитическими возможностями, позволяющими оперировать большим объемом данных и имеющими ярко выраженную отраслевую специфику. В продуктах Retek - это так называемый модуль прогнозирования спроса (Demand Forecasting). Им пользуется значительная часть клиентов Retek: например, торговая сеть модной одежды GAP или универсальный ритейлер Tesco. Статистические методы прогнозирования на основе временных рядов и передовые технологии моделирования применяются здесь для получения точных и детальных прогнозов продаж до уровня конкретного магазина, товара или временного периода.

Временные ряды - это весьма развитый математический аппарат, с множеством методов, апробированных для различных практических ситуаций. Менеджер торговой сети не профессиональный математик и не обязан знать, что один метод дает достоверные результаты в случае существенных сезонных колебаний товара, в то время как другой более полезен при прогнозировании движения товара, обороты которого невысоки. Все нюансы должны быть скрыты от пользователя через специфические для торгового бизнеса термины, а получаемый результат гарантирован многолетней практикой использования. Собственно, это и есть хороший пример возможностей применения "лучшей практики".

После прогноза - планирование

После составления прогноза спроса необходимо спланировать деятельность компании с учетом всех факторов, влияющих на финансовые результаты. Для этого в специализированных системах существует много функциональных модулей, продолжающих цепочку "сквозной" автоматизации ритейла. Все это в полной мере относится и к решениям Retek, в арсенале которого есть целый ряд модулей, совместно относящихся к планированию и оптимизации торговой деятельности. Среди них Retek Assortment Planning (планирование ассортимента), Retek Item Planning (управление жизненным циклом отдельных единиц продукции), Retek Allocation (размещение товаров), Retek Markdown (управление процессом уценки товаров) и ряд других. Все это по большей части функционал оперативного управления и планирования, правда, с одним большим "но" - в отличие от управленческих функций традиционных бизнес-систем он изначально основан на отраслевой аналитике, способной направить менеджера по правильному пути, а не на вычислении того или иного параметра текущей деятельности предприятия по заранее заданной формуле.

Ведь с помощью арифметических операций невозможно дать советы в следующих ситуациях.

  • Осталось три недели до Рождества. Нужно ли перекомпоновать размещение товаров на полках? Как это сделать оптимальным образом, и в какой момент времени?
  • Надо ли продать текущий запас, следует ли это сделать сейчас или через три недели?
  • Если предпринять промоушн-акцию в отношении одежды для активного отдыха, изменит ли это спрос на спортивный инвентарь?

Такую важную функцию, как оптимизация цен в специализированных системах для ритейла, принято тесно связывать и с планированием логистических процессов. Поэтому цепочка "прогнозирование спроса - управление цепочками поставок - управление ценовой политикой" в данной отрасли рассматривается как один из важнейших "контуров автоматизации". В современной российской практике некоторые из них (например, решения класса Supply Chain Management) пока продвигаются на российском рынке в основном как средства, дополняющие основную транзакционную бизнес-систему. В решениях же Retek это один из компонентов ИТ-поддержки основных направлений развития бизнеса, тесно связанный с другими функциями.

Инструмент захвата рынка

Компания LPP — ведущий участник рынка модной одежды в Центральной Европе, имеющий более 90 фирменных магазинов в Польше, Венгрии, Чехии, Словакии, России, Украине, Эстонии и Латвии. В течение ближайших двух лет компания LPP планировала значительно расширить свой бизнес и увеличить число магазинов до 200. Учитывая столь амбициозные стратегии роста, компании потребовалось усовершенствовать свои возможности по планированию спроса и повысить общий уровень эффективности бизнес-деятельности. «За последние два года наш бизнес значительно расширился, и нам потребовались надежные базовые системы для планирования деятельности и управления товарами», — говорит Марек Пичоки, генеральный директор компании LPP. — Мы убедились в том, что Retek предлагает лучшие в своем классе решения по управлению товарами, планированию и прогнозированию для сферы торговли модной одеждой, и смогли оперативно развернуть их в нашей компании. Системы Retek предоставляют нам инфраструктуру высочайшего класса, необходимую для реализации наших амбициозных планов по расширению бизнеса в нашей стране и других странах».

На первом этапе проекта в LPP были автоматизированы бизнес-процессы и внедрены модули, которые обеспечивают получение полной информации о планируемых и достигнутых значениях по ключевым показателям эффективности. Модернизация началась с таких областей, как продажи, объемы запасов, задолженность, прибыль и уценка — вплоть до подклассов товаров. Новые решения помогли компании LPP лучше планировать запасы перед началом сезона продаж и принимать более точные решения — например, о снижении цен на товары в течение сезона.

Наиболее важный этап проекта, связанный с внедрением системы управления товарными операциями (Retek Merchandising System), был завершен в апреле 2004 года. Новая система благодаря механизму управления всеми операциями, связанными с запасами (закупки, логистика, продажи и т. д.), обеспечивает существенный выигрыш в производительности. При этом гарантируется полная прозрачность учета запасов в масштабах всей компании на уровне товара/филиала. Кроме того, система предоставляет всеобъемлющую информацию о запасах посредством единого источника всех коммерческих и логистических данных. Эти расширенные функциональные возможности централизованной системы обеспечили компании LPP высокие темпы роста, не усложнив внутренних технологических процессов.

Управление товародвижением

Что отличает розничную торговлю от остальных отраслей? Это огромный объем транзакций, относительно небольших по объему. Управление товародвижением - это "сердце" любой розничной системы. Без нее не может обойтись ни один ритейлер. Чтобы эффективно управлять сетью, розничная компания должна прежде всего иметь централизованное хранилище всей справочной информации о товарах, ценах, поставщиках. Retek Merchandising System включает в себя все необходимые функциональные возможности для управления товарами, закупками, ценообразованием, запасами и их пополнением, позволяя розничным компаниям совершенствовать торговую деятельность и достигать запланированных объемов продаж и размеров прибыли.

Управление магазином

Безусловно, розничный бизнес ориентирован на покупателя, а место, где покупатель непосредственно сталкивается с работой информационной системы компании, - это магазин. Поэтому качество работы торговой системы в магазинах составляет одно из необходимых условий эффективности розничного бизнеса. Торговую систему магазина принято делить на бэк-офис и фронт-офис (или POS). В соответствии с этим же принципом построено и решение Retek. Модуль Retek Store Inventory Management обеспечивает мгновенный обмен данными в реальном времени между магазинами и головным офисом. Такая подсистема поддерживает выполнение типичных для розничного магазина операций: поиск товара, учет и перемещение запасов, что позволяет получать более точную информацию о запасах, повышать эффективность работы.

Retek Point-of-Sale - это решение, созданное на базе передовых технологий для розничных компаний, позволяет клиентам совершать покупки в любом месте магазина. Оно обеспечивает быстрое выполнение заказов и более высокий уровень персонализации, тем самым повышая качество обслуживания клиентов.

Многие розничные сети требуют, чтобы система не только предоставляла общую платформу для многочисленных магазинов, но и обеспечивала возможность развертывания и поддержки в удаленном режиме, а также использования множества языков и валют. Одна из таких компаний, например, Armani, которая использует торговые системы Retek для продажи 10 торговых марок в 304 магазинах в разных странах мира.

Все, что мы делаем, должно начинаться с клиента

Tesco — крупнейшая в Великобритании компания розничной торговли с оборотом 31 млрд фунтов стерлингов — выбрала Retek для управления своими 2300 магазинами. «Международный бизнес Tesco развивался стремительными темпами, — рассказывает Филип Кларк, директор компании по международному развитию и информационным технологиям. — В результате у нас были две корпоративные ИТ-платформы — одна в Европе и одна в Азии, а также сложные унаследованные системы в Великобритании. Три года назад мы решили создать единую динамичную системную инфраструктуру для обеспечения нашей деятельности во всех этих странах».

Тщательно проанализировав возможных поставщиков, Tesco выбрала Retek. «Мы сделали этот выбор по трем причинам, — рассказывает Кларк. — Во-первых, из всех рассмотренных нами компаний только Retek предложила развитую технологическую основу, которая охватывает системы управления розничной торговлей, управление товарами и цепочку поставок. Во-вторых, продукты Retek смогли обеспечить реализацию главного принципа — открытой архитектуры, чтобы упростить взаимодействие с разнообразными решениями для поддержки торговых операций. И в-третьих, сотрудники Retek являются специалистами в сфере розничной торговли. Они действительно поняли наши потребности и смогли предоставить полное, всеобъемлющее решение, способное удовлетворить наши потребности в планировании торговых операций и ассортимента товаров через прогнозирование спроса во всех регионах, где мы работаем».

Успех бизнеса Tesco основывается на стратегии компании: предоставлять преимущества своим клиентам и завоевывать их доверие на долгое время. «Все, что мы делаем, должно начинаться с клиента, — утверждает Филип Кларк, — и мы должны обеспечивать наличие в магазине именно тех товаров, которые клиенты хотели бы у нас купить. Достижение этой цели требует оригинальных, творческих идей и подходов. В течение следующих нескольких лет технологии Retek будут обеспечивать работу наших систем по всему миру, помогая клиентам делать покупки, а нам — планировать товарные операции. Их функциональность нужна в бухгалтерии, потому что мы хотим оценить прибыльность нашей деятельности и наших операций. На оптовых складах они позволят управлять загрузкой машин. Они будут функционировать в отделах по контролю запасов наших магазинов, гарантируя наличие продуктов, нужных нашим клиентам, в нужное время».