Константин Зимин,
Сергей Лосев

Какие функции автоматизации машиностроительного производства наиболее востребованы на сегодняшний день? И какими информационными системами они покрываются? Мы опросили экспертов из семи ИТ-компаний ("Борлас", "Крок", "АйТи", "Галактика", Columbus IT Russia, "БДО Юникон Консалтинг" и "Фронтстеп"), активно работающих с машиностроительными предприятиями.

Приоритеты автоматизации

Если говорить о востребованности функций автоматизации в машиностроительном производстве, то первое место, по оценкам экспертов, сегодня занимают задачи управления финансами (управление затратами, бюджетирование, а также расчет плановой и фактической себестоимости). Эти задачи в качестве приоритетных выделили практически все эксперты. Не меньший приоритет отдают они автоматизации снабжения и управления цепочкой поставок. Последнее - очевидно, критически важный процесс для многих машиностроительных предприятий. Продукция машиностроения характеризуется сложностью изделий, собираемых из большого количества деталей. Из-за сложности изготовления узлов и деталей для предприятий отрасли характерны специализация и кооперация, что приводит к многообразию процессов поставки и снабжения.

На втором месте с небольшим отрывом от лидеров идут задачи, связанные с автоматизацией производства: производственное планирование на уровне предприятия, планирование и диспетчеризация на цеховом уровне, управление комплектацией производственных заказов, учет незавершенного производства и т. д. Это направление автоматизации также понятно -- именно задачи планирования в значительной степени влияют на загрузку производства и на оптимальное управление производственным процессом. Однако здесь еще нередко царит "управленческий хаос". "На предприятиях складывается такое положение, что при подъеме производства отсутствует система нормативно-справочной информации, -- отмечает Андрей Черняков, заместитель генерального директора "БДО Юникон Консалтинг". -- За долгие годы стагнации в машиностроении ее поддержкой в актуальном состоянии практически никто не занимался. В результате справочники, нормативы, нормы потребления и т. д. устарели и не соответствуют современным требованиям. Кроме того, огромная проблема возникает из-за информационного разделения между заводскими и цеховыми службами. В результате эффективно управлять производством в отсутствие нормативной базы становится невозможно. Выход из сложившейся ситуации -- в формализации и централизации процессов подготовки производства".

Специалисты компании "Фронтстеп" обращают внимание также на задачи оптимизации межцеховых перемещений. Как правило, структура российского машиностроительного предприятия очень сложна: в отличие от западных предприятий, в основном представляющих собой сборочные производства, в их составвходят десятки цехов, внутри которых, в свою очередь, находится множество производственных участков, десятки отделов. При этом процессы межцеховых перемещений нередко бывают непрорисованными даже в простом графическом виде.

Наконец, важны и такие задачи, как автоматизация разработки, подготовки производства и конфигурирования продукции под конкретный заказ. По мнению специалистов компании "Галактика", "…большинство машиностроительных предприятий переходит от крупносерийного производства к мелкосерийному и единичному, поэтому актуальны задачи разработки, конфигурирования и производства под заказы клиентов".

В список востребованных функций автоматизации Алексей Огородников, заместитель директора по проектной работе и консалтингу компании "Борлас", включает и средства по управлению кадрами, учету рабочего времени и расчету заработной платы. По его мнению, "удержание квалифицированных кадров труднореализуемо без использования автоматизированной системы, а значимость автоматизации расчета зарплат обусловлена сложными схемами начисления, применяемыми на машиностроительных предприятиях".
В то же время задачи изучения и прогнозирования спроса и сбыта явно не приоритетны. Руслан Заединов, руководитель направления центров обработки данных компании "Крок", объясняет это так: "Машиностроительная отрасль не столь динамична, как сырьевая, и задачи, связанные с меняющимся спросом, имеют меньший приоритет, чем ТОРО, сервис, разработка новой продукции или управление финансами".

Управление производством

Какие современные концепции управления производством наиболее интересны с точки зрения их реализации в ИТ-системах производственного управления? По единодушному мнению наших экспертов лидирующие позиции в машиностроительных компаниях сегодня занимает такая концепция управления, как планирование и диспетчеризация (APS - Advanced Planning and Scheduling). Интерес к APS со стороны машиностроительных компаний совершенно ожидаем и связан с уже упомянутым ростом заказного производства, необходимостью повышения эффективности производства и рентабельности предприятия. Вдобавок к этому Аркадий Черняков отмечает: "APS устраняет разрыв между заводским и цеховым планированием: если период заводского планирования -- год, квартал, месяц, то на цеховом уровне оперируют понятиями день, час и минута; эффективность же этого процесса напрямую зависит от состояния НСИ.

Кроме того, наши эксперты отметили интерес предприятий машиностроительной отрасли к управлению качеством на основе стандартов ISO 9000. С их помощью бизнес-процессы детализируются по организационному или процессному принципу и повышается эффективность управления организацией в целом. "Управление качеством в соответствии со стандартом ISO 9000 уже давно является признаком серьезного предприятия, это влияет на его деловую репутацию", -- комментирует Руслан Заединов.

Немного отстает от двух "лидеров" альтернативная MRP-система управления материалами "точно вовремя" (JIT - Just in Time). Впрочем, Сергей Беспалов, руководитель группы решений для промышленных предприятий компании Columbus IT Russia, отмечает: "Применять JIT не всегда возможно, поскольку она в значительной степени зависит от типа производства. Как правило, только сборочное или серийное производство может работать по принципу "точно вовремя". Но на машиностроительных предприятиях другого типа подобная концепция может не прижиться". Востребованность других управленческих концепций -- "бережливое" производство (Lean manufacturing), "теория ограничений" (Theory of Constraint) и "шесть сигм" (Six Sigma) -- зависит от профиля предприятия и таких критериев, как масштаб, серийность, широта номенклатуры и др. Эти управленческие концепции, как правило, применяются в сочетании с другими - например, бережливое производство позволяет избавиться от неэффективных производственных бизнес-процессов, а концепция "шесть сигм", основанная на сборе и анализе статистических показателей, -- за счет выработки жестких требований воплотить управление качеством на практике. Тем не менее, по словам Сергея Беспалова, "…машиностроительные организации в той или иной форме используют концепцию бережливого производства и порой даже злоупотребляют ими: снижение издержек в российском понимании нередко означает и снижение качества готового изделия".

Не ERP'ом единым...

По мнению экспертов из ИТ-компаний, ERP-система чаще всего охватывает только укрупненный контур "финансы - производство - снабжение - сбыт". Сторонников покрытия с помощью промышленного ERP-решения максимального количества функций, равно как и приверженцев специальных разработок (собственных или заказных), значительно меньше. По мнению экспертов, лишь очень немногие машиностроительные предприятия используют лучшие в своем классе системы по каждому направлению с последующей их интеграцией.

Однако не всё столь однозначно, и есть существенные нюансы. Аркадий Черняков уверен, что тенденция "всё с помощью одной системы" не так редка в машиностроении. Благодаря стараниям вендоров, пытающихся обеспечить продажи максимального количества лицензий своего продукта, у клиентов возник стереотип, что "ERP может всё", и иногда стереотип этот срабатывает. "Среди наших клиентов (и вообще в машиностроении) доминирует такой подход к автоматизации, когда ERP-системой пытаются покрыть максимальное количество бизнес-процессов, -- говорит Аркадий Черняков. -- Предприятия машиностроения (в отличие от теплоэнергетического комплекса) испытывают ограниченность в финансовых ресурсах и не могут позволить себе крупномасштабных инвестиций в специализированные системы. Приобретая какую-либо ERP-систему за немалые в их понимании деньги, клиенты стараются выжать из нее максимально возможное, зачастую в ущерб качеству". Сергей Беспалов также считает, что выделить функции, к примеру, производственного планирования из ERP-системы, конечно, можно, но на практике такое случается очень редко - в каждом конкретном случае надо принимать отдельное решение. Решение разнородных задач с помощью одной ERP-системы объясняется еще и кадровыми проблемами: машиностроительным предприятиям проще и дешевле поддерживать однородную команду ИТ-специалистов, которые обладают знаниями не по большому набору систем, а по каким-то определенным или даже вообще по одной.

Автоматизация подготовки к производству

Куда более определенная ситуация сложилась со средствами автоматизации подготовительных этапов машиностроительного производства и управления данными об изделиях. Для этих целей чаще всего используются специализированные CAD/PDM/PLM-системы либо собственные или заказные разработки машиностроительных компаний. Этап подготовки к производству на машиностроительных предприятиях является одним из ключевых и требует больших трудозатрат при разработке и контроле большого количества конструкторской и технологической документации, поэтому высока потребность в автоматизации этих процессов.
Тем не менее эксперты отмечают, что для автоматизации подготовительных этапов довольно часто используются "самописные" продукты. "Причина -- в отсутствии финансовых возможностей для приобретения качественной PDM-системы при наличии относительно недорогой собственной команды программистов, готовых взяться за решение любых задач (естественно, в рамках своей компетенции), -- комментирует Аркадий Черняков. -- В общем, повторяется ситуация с развитием на предприятиях ERP-систем". Другие типы информационных систем практически не используются для автоматизации подготовки к машиностроительному производству. ERP-системы для этих целей подходят отнюдь не всегда. Решить же эти задачи, по мнению поставщиков ИТ-систем, одними лишь средствами офисной автоматизации или средствами документооборота и коллективной работы попросту невозможно.