Эту тему номера мы посвятили обсуждению роли ИТ в управлении активами компаний. Мы ставили перед собой задачу рассмотреть ИТ как в области управления средствами производства, так и в сфере имущества, причем по возможности с единых позиций. Однако пока, похоже, эти области во многом существуют независимо друг от друга и их возможное сближение — не перспектива «завтрашнего дня».

Два направления или одно?

Подготовка данного тематического номера, посвященного управлению активами, постепенно подвела нас к необходимости структурировать материалы по двум направлениям. Первую его часть составили статьи, где активы в основном трактуются как средства производства, которые имеют высокую стоимость и значимость для производственного процесса, характеризуются длительным жизненным циклом и при этом требуют постоянных ремонтов и обслуживания. Вторая часть материалов в большей степени посвящена проблеме управления имуществом с точки зрения регистрации и передачи имущественных прав, отслеживания жизненного цикла активов, а также связей с другими активами. Соответственно в качестве активов в этих статьях главным образом выступают земля и недвижимость. Даже поверхностный взгляд на эти две группы материалов подталкивает к мысли о том, что мы имеем дело с двумя несколько различными подходами и к управленческим процессам как таковым, и к сфере автоматизации. В случае рассмотрения актива как средства производства мы так или иначе оперируем классическими категориями управления (мониторинг состояния, учет, планирование, контроль исполнения, формирование различных документов и т. д.), с которыми часто сталкиваемся в контексте разговора о корпоративных системах поддержки бизнес-процессов. Ряд материалов первого блока в определенной мере подтверждает данный тезис. Принципы автоматизации здесь также стоят близко к идеологии транзакционных корпоративных систем даже в том случае, если вопросы управления активами частично или полностью выносятся за пределы ERP.

Несколько иной подход мы имеем во второй ситуации, и тут информационные системы фактически могут противопоставляться ERP-продуктам — и по архитектуре, и по способам внедрения, и в отношении решаемых ими конкретных задач. Об этом идет речь при изложении взглядов компании «Verysell-Иконтри» (стр. 36), согласно которым информационная поддержка строится скорее на принципах, близких к искусственному интеллекту, чем на привычных корпоративному пользователю транзакционных изменениях баз данных. Ключевой идеей статьи эксперта TACIS Николая Сазонова (стр. 40) является то, что полноценная информационная поддержка управления имущественно-земельным комплексом не может быть создана на основе базисных информационных систем корпоративного уровня. По его мнению, основу в данном случае должны составлять специально создаваемые типовые проблемно-ориентированные решения, которые предназначаются для задач, связанных с имущественно-земельными отношениями. Более того, как отмечается в статье на стр. 32, в сферах управления недвижимостью и производственным оборудованием мы часто имеем дело с двумя разными культурами ведения бизнеса — производственной и сервисной. В итоге можно было бы изначально предположить, что речь действительно идёт о принципиально различных классах бизнес-задач, которые надо рассматривать по отдельности. Но с формальной точки зрения понятие материальных активов (равно как и понятие управления ими) в совершенно равной степени относится как к производственному оборудованию, так и к зданиям и земельным участкам.

Классические принципы позиционирования информационных систем также, похоже, опираются на единство понятия материальных активов предприятия. Да, сейчас специализированные системы управления активами (EAM-системы) если и используются на отечественном рынке, то главным образом в контексте управления дорогостоящим оборудованием на фондоёмких производствах. Вместе с тем это не единственное их применение. По мнению Ирины Радюшкиной, менеджера по развитию бизнеса Datastream Solutions CIS, активно интересуются решениями по управлению основными фондами компании, занимающиеся эксплуатацией недвижимости, в том числе отделы по управлению недвижимостью и предприятия ЖКХ. «Я уверена, что именно эти предприятия будут формировать следующую волну интереса к EAM-решениям через несколько лет», — утверждает она. Для рассуждений о том, насколько реально могут сблизиться решения по управлению различными видами активов, некоторую пищу дают и материалы нашего текущего выпуска.

В контексте стратегии и бизнес-задач

По идее одну из основных мыслей можно попытаться сформулировать так: чем более долгосрочное планирование активов мы исповедуем и чем более явно мы помещаем это планирование в контекст всего бизнеса, а не отдельных его участков, тем в большей степени смыкаются перспективы использования «тяжелого» оборудования и развития новых производственных объектов. Эта важная на наш взгляд мысль хорошо прорисована в интервью о деятельности компании СУЭК (стр. 18). Под новыми объектами здесь понимаются планируемые к вводу в эксплуатацию угольные шахты или разрезы, но думается, что приведенный тезис легко можно перенести на иные ситуации, не только связанные с производством. Действительно, наверное, переход любой компании к планам в области активов на более длительный временной горизонт так или иначе подводит ее к необходимости дополнять прогнозы технического насыщения собственной деятельности прогнозами развития специализированных объектов недвижимости, будь то заводы, торговые или складские площади и т. д. Благо гибкие возможности экономики позволяют осуществить многие планы не только путем непосредственного возведения новых объектов недвижимости (где возможностей год от года тоже, пожалуй, становится больше), но и через поглощения, различные формы долгосрочной аренды и пр. Представляется, что неплохим примером развития бизнеса за счет средств недвижимости являются современные торговые центры, с представителями которых нам пока поговорить не удалось. Сейчас, в отличие, скажем, от совсем недавнего периода, проблемы эффективного использования торговых площадей там пытаются решить с помощью сопутствующей торговому комплексу инфраструктуры — кафе, ресторанов, кинотеатров, крытых катков и пр. Это безусловно серьезные вложения как в специализированное оборудование, так и в недвижимость, казалось бы, прямо не относящуюся к торговле. А следовательно, технологии долгосрочного планирования здесь очень нужны.

Похоже, именно сдвиг акцентов от оперативного управления в сторону расчетов долгосрочных перспектив постепенно добавляет новые акценты и в область автоматизации. Как следует из статьи «От моделирования к исполнению» (стр. 22), подобный переход в отношении взгляда на использование оборудования сразу ставит предприятие перед необходимостью расширять потенциальный спектр управленческих решений, вынося его за привычные пределы обслуживания и ремонтов. В сфере менеджмента мы здесь сразу переходим к управлению на основе баланса достижения множества подцелей и к построению сквозной вертикальной пирамиды методов управления активами, подобной той, с которой сталкиваемся, рассматривая корпоративное управление в целом. В сфере автоматизации мы движемся в сторону более явного использования не только транзацкционных механизмов ИТ-поддержки, но и сценарного моделирования, а также более тесной интеграции с другими корпоративными ИТ-системами. Кроме того, если речь идет о прогнозах стратегического развития парка оборудования и его замены, а также о помещении этих прогнозов в контекст планов по расширению производства, то сразу встают задачи, более близкие задачам управления недвижимым имуществом. Речь, например, идет о детальной проработке связей между активами, о различных схемах приоритизации, об управлении рисками или об информационной поддержке в виде автоматизации инвестиционных проектов. Может быть, наряду с EAM-системами принципы автоматизации в этом случае окажутся ближе к тем, которые рассматриваются во втором блоке наших материалов.

Опираясь на мнение заказчиков

Но так или иначе EAM-системы являются универсальным инструментом управления всеми видами активов на всех уровнях корпоративного менеджмента (от цехового до высшего). И от зрелости их использования сегодня зависит, насколько широко и интегрированно с их помощью можно будет решать задачи завтра. Поэтому мы решили выяснить, каковы в настоящее время цели и задачи внедрения EAM-систем на российских предприятиях. Были опрошены специалисты пяти компаний, где внедряются подобные системы. Полученная информация, безусловно, не претендует на статистическую значимость, но все же представляется нам полезной. Это:

  • Петербургский нефтяной терминал;
  • Новосибирский завод химических концентратов;
  • химическое предприятие «Волжский оргсинтез»;
  • энергетическая компания «AES Казахстан»;
  • добывающий концерн «Ээсти Пылевкиви» (Эстония).

Последние два предприятия, конечно, нельзя относить к российскому рынку, однако внедрение здесь ведут отечественные компании — соответственно Datastream Solutions CIS и «АНД Проджект». Частично анализ данных этого опроса представлен в статье на стр. 26.

Отвечая на вопрос, каков основной посыл внедрения EAM-систем, трое респондентов (т. е. большинство) отметило возможность получения от активов максимальных по­ка­­- за­те­лей производительности при минимальных затратах, и данный пункт в нашем понимании является признаком среднего уровня зрелости внедрения EAM-систем. Остальные два варианта ответов («Составление и соблюдение формальных регламентов обслуживания» и «Способность оптимизировать работу оборудования в со­­ответствии с бизнес-стратегией»), характеризующие соответственно более низкую и более высокую степень зрелос­ти управления активами, были отмечены по одному разу.

Определенную зрелость призваны отражать и цели внедрения EAM-систем. Как и ожидалось, большинство опрошенных называют пункты, которые мы, составляя анкету, условно отнесли к целям первого уровня. Это, во-первых, «Сокращение затрат на обслуживание оборудования», а во-вторых — «Попытка продлить срок службы оборудования и повысить формальные характеристики производительности». При этом варианты ответов «Необходимость производить продукцию более высокого и стабильного качества», «Сокращение общего времени производства продукции» и «Необходимость быстро и эффективно перестраивать основные средства под выпуск новой или модифицированной продукции» имеют заметно более низкий, хотя и не нулевой, приоритет. Скорее всего вторая группа целей предполагает бóльшую зрелость хотя бы потому, что речь здесь идет о развитии активов в контексте смежных направлений бизнеса и о более гибком, чем в целях первого уровня, учете различных подцелей. А это, как мы уже отметили выше, может служить стимулом для перехода к интегрированному управлению активами. Для более объемного взгляда на проблему приведем также диаграмму, характеризующую цели внедрения систем управления активами (она взята из отчета американской исследовательской компании Aberdeen Group, датированного апрелем прошлого года).

И, наконец, отметим еще один признак фундаментальности подхода к применению систем управления активами — на сей раз целиком лежащий в пространстве автоматизации. В вопросе о том, какие данные или функции иных корпоративных систем должны быть вовлечены в процесс управления активами, практически все респонденты указали большинство (или даже все) из предложенных вариантов ответа. А в качестве таковых вариантов предлагались системы самого широкого спектра — АСУТП, системы управления персоналом, производственного планирования, закупок, бюджетирования и управления проектами.