Выделить общие тенденции для всего машиностроения не так просто, однако вполне можно говорить о некоторых акцентах, которые затрагивают большинство машиностроительных предприятий. Касаются они и организации производственного процесса, и технологий автоматизации, и внедрения конкретных систем. При более внимательном рассмотрении все эти тенденции оказываются связанными между собой.

Говоря о машиностроении, прежде всего хотелось бы провести некоторое сравнение с зарубежным опытом. Вместе с тем сделать это по ряду объективных причин довольно сложно. Дело в том, что российские ИТ-решения, ориентируемые на ту или иную отрасль, всегда имели своим формальным аналогом соответствующие направления автоматизации на Западе. С машиностроением все обстоит не совсем так. Скажем, на зарубежном рынке стандартно предлагаются решения для Oil and Gas (нефтегазового сектора), Utility (энергетики) или, например, Retail (розничной торговли), и точно такое же отраслевое деление мы видим и в России. А вот встретить явную фокусировку какой-либо иностранной компании на машиностроении как таковом можно значительно реже. Вместо этого внимание сосредотачивается на более узких сегментах — автомобильной, аэрокосмической или оборонной промышленности, производстве турбин, медицинских приборов и т. д. Такие обобщения, как автоматизация дискретного производства, безусловно существуют, но это опять-таки нельзя однозначно отразить именно на машиностроении.

Более того, понятие жизненного цикла продукции становится важным для всей промышленности, и вместе с тем ряд таких известных категорий корпоративного ПО, как CAD, PLM или EAM, все меньше ассоциируется именно с машиностроительными отраслями. И это первая тенденция, которую хотелось бы отметить.

Тенденции бизнеса

Следуя традиции нашего издания, совсем кратко выделим тенденции, которые в западных публикациях рассматриваются в контексте новых направлений информационной поддержки, но сами по себе отражают исключительно развитие бизнеса.

Одна из очевидных особенностей в дискретном производстве (прежде всего, конечно, потребительских товаров) связана с увеличением разнообразия продукции и большей ориентацией на покупателя. Уходя от банальных определений, можно упомянуть классификацию изменений, через которые за несколько десятилетий прошли предприятия, традиционно использующие PLM-решения. Она представлена компанией CIMdata, изучающей исключительно рынок систем данного класса. По ее мнению подобный бизнес проходил через стадии, когда основные приоритеты соответственно составляли: экономия затрат, повышение качества, скорость вывода продукции на рынок и наконец, на современном этапе, постоянные продуктовые инновации. Отметим, что нынешний фокус безусловно предполагает соблюдение всех условий, которые были обязательными и ранее. То есть непрерывные инновации по умолчанию предполагают и низкие затраты, и высокое качество, и быстрый вывод продукции на рынок.

Другим существенным фактором для предприятий, выпускающих сложные изделия машиностроения, сейчас считается вывод производств на рынки стран с более или менее развитой промышленностью и одновременно более дешевой рабочей силой. Чаще всего местами сосредоточения контрактного производства называются страны БРИК (Бразилия, Россия, Индия, Китай), хотя Россию среди них как раз называют реже всего. Но и с более простыми производствами, такими, например, как мелкая бытовая техника, ситуация по сути трансформируется в ту же сторону. Владельцы брендов могут находиться в любой точке мира, а их заводы (зачастую одни и те же для конкурирующих видов продукции) — располагаться, скажем, в Юго-Восточной Азии.

И тут уместно проанализировать, как может откликнуться отечественный ИТ-рынок на данную тенденцию, если она все-таки коснется России. «Перспективы интеграции российского и зарубежного машиностроения выглядят очень заманчиво. Однако здесь немало сложностей, среди которых я отметил бы закрытость многих наших машиностроителей, вызванную вполне объективными опасениями потерять имеющиеся ноу-хау, — говорит менеджер по работе с клиентами компании Columbus IT Олег Арсеньев. — С точки зрения информационных систем такая интеграция позитивно отразилась бы на наших производителях. Она принудила бы их использовать признанные международные системы и стандарты как для разработки продукции, так и для внутреннего учета». Говоря о возможности интеграции отечественных предприятий в зарубежный рынок в области машиностроения, заместитель генерального директора компании КРОК Иван Рубцов выстраивает следующую цепочку рассуждений: «Если увеличение доли российского производства автокомплектующих станет постоянной тенденцией, то производственный цикл усложнится, появится больше рабочих мест, при этом усложнятся и информационные системы и как следствие вырастет спрос на ИТ-технологии. И тогда уже можно будет ожидать возникновения специализированных ИТ-решений, например, по управлению складскими запасами, движением заказа, поставщиками и т. д.».

Еще одной характеристикой современного машиностроения, которая часто рассматривается в тесной связи с технологиями автоматизации, является стремление сочетать классические стратегии производств в рамках одного даже совсем некрупного бизнеса. Речь идет о таких знакомых понятиях, как, например, «производство на склад», «производство на заказ», «разработка на заказ» или «сборка на заказ». Олег Арсеньев, кстати, отмечает, что это актуально и для нашей страны, и приводит в пример бывшие советские военные предприятия, перешедшие на выпуск гражданской продукции, — ситуация для отечественной машиностроительной отрасли вполне типичная. Серийный выпуск может перемежаться вновь появляющимися военными заказами, и таким образом смешение производственных стратегий здесь будет налицо.

Предприятие и его информационная модель

Соответственно бизнес-тенденциям можно рассматривать некоторые технологические, равно как и методологические приоритеты современного машиностроения, которые в то же время следует все же отделять от тенденций чисто продуктовых.

Начнем с классического методологического тренда, меняющего одну из известных парадигм управления заказами (order management). Речь идет о двух концепциях, согласно которым предприятие в состоянии рассчитать реальную дату выполнения заказа клиента, — Available-to-promise (ATP) и Capable-to-promise (CTP). Если первая в основном ограничивается манипуляцией данными об уже имеющихся запасах (пусть и на глобально распределенных площадках) и о том, какие комплектующие в какое изделие входят, то CTP призвана принять во внимание все возможные ограничения, включая производственные мощности, людские ресурсы и реалистичный прогноз поступления еще не заказанных, но необходимых для производства затребованной продукции комплектующих. То есть здесь уже информационное моделирование расширяется на цеховой уровень и уровень цепочек поставок и детализируется.

Подобное смещение акцентов порождает сопряженные с ним, но по сути практически независимые тенденции. Развивавшиеся во многом независимо концепции детального планирования (APS) и систем класса MES во многом начинают сближаться, подходя к одной и той же задаче создания информационной модели функционирования предприятия с разных сторон. APS «опускается» в нижние слои производства со стороны классических управленческих систем за счет применения более совершенных алгоритмов обработки информации и включения в расчеты более разнообразных мастер-данных. MES, в свою очередь, «поднимается» от более простых задач консолидации данных, полученных (с помощью датчиков или же вручную) на цеховом уровне, к задачам управления материальными потоками в группе смежных цехов, включая учет возможностей оборудования и доступности необходимого персонала. В результате системы обоих классов образуют единое информационное пространство. В ряде зарубежных статей (в частности, в материалах компании Apriso) можно также встретить попытки теснее связать MES и PLM. Основная идея здесь в том, что уже отмеченный выше акцент на постоянные инновации в изготовлении продукции заставляет явно выделять опытно-промышленную стадию освоения новых изделий в отдельный периодически повторяющийся этап производства. Средствам MES в данном случае отводится роль инструмента, с помощью которого можно быстро и очень эффективно анализировать неоптимальные участки производственного процесса, как раз характерные для выпуска первых партий новых изделий именно на цеховом уровне. Впоследствии данные об оптимизации процессов и о вариантах использования ресурсов, необходимых для новой продукции, собираются в PLM-системах, и с их же помощью эта информация становится доступной на той стадии, когда выпуск новых изделий пора запускать в серию. При серийном выпуске все процессы должны уже быть предельно отлаженными. Напомним также, что фокус на инновациях, характерный для современного машиностроительного производства, по умолчанию предполагает соблюдение и всех направлений, о которых речь шла выше: сокращение затрат, высокое качество, максимально быстрый вывод продукции на рынок.

Отметим еще одну своеобразную тенденцию. Некоторые классы систем, характерные именно для машиностроения, производители начинают «затачивать» под модель SaaS. Речь прежде всего идет о PLM, чего, кажется, можно было бы ожидать в последнюю очередь. И тем не менее это так. Связывают это с очевидным фактом глобализации бизнеса и отмеченной тенденцией вывода контрактных производств на удаленные площадки. В такой ситуации модель SaaS обладает рядом преимуществ. Одновременно она, как известно, всегда являет собой шаг в сторону некрупного бизнеса, который в контрактном производстве как раз преобладает. Если уж речь зашла о PLM, то здесь же можно упомянуть, что это направление в настоящее время диверсифицируется, распространяясь как на различные машиностроительные подотрасли, так и на индустрии, весьма далекие от машиностроения.

Вывод из всего этого почти банален: благодаря более акцентированной ориентации на требования клиентов и как следствие — более плотной работе с поставщиками ИТ-поддержка жизненного цикла в машиностроении расширяется, а характерные для отдельных его этапов классы информационных систем всё теснее связываются друг с другом.

ИТ-системы вместе и по отдельности

Продуктовые тенденции вполне соответствуют указанным направлениям в области принципиального использования ИТ, и мы лишь очень кратко перечислим некоторые примеры. Подтверждением важной тенденции встречного движения концепций APS и MES является, в частности, создание единого решения в области управления производственными заказами, выполненное компаниями Adexa и Camstar, которые известны своими разработками соответственно в одном и в другом направлении. О заметном интересе к PLM-решениям со стороны ведущих ERP-игроков мы уже писали (см. IE, № 1/2008, стр. 28), рассматривая тенденции на рынке ERP. Одним из доказательств такого интереса может служить приобретение корпорацией Oracle фирмы Agile, извест­ной некоторыми вертикальными решениями для отдельных подындустрий — производства медицинской техники, электроники и даже фармацевтики и потребительских товаров.

Здесь же, плавно переходя к отмеченной диверсификации PLM-решений, отметим, что Siemens Teamcenter имеет решения для автомобильной и аэрокосмической промышленности, а не так давно, судя по сообщениям, эта компания вывела на рынок разработку, ориентированную на производство медицинских приборов. А известный PLM-продукт Dassault ENOVIA за счет интеграции с MatrixOne вообще начал осваивать рынок текстильного и обувного производства. Не остаются без внимания ERP-разработчиков и MES-решения. Так, SAP, по сути не имея собственного MES-продукта, стимулировала чуть ли не большинство значимых игроков этого рынка к интеграции со своей системой NetWeaver.

Что касается отмеченной тенденции к расширению границ автоматизации жизненного цикла машиностроительных изделий, то можно упомянуть два довольно новых направления, стоящих как бы по краям, — на стороне взаимодействия с подрядчиками и с клиентами. Речь соответственно идет о стратегическом многопараметрическом выборе подрядчиков для поставок (Global Sourcing) и о направлении, получившем определенную известность и в России, — создании интерактивных электронных технических руководств (ИЭТР).

Возвращаясь к местным проблемам

В свете сказанного выше можно рассмотреть проблемы российского рынка. Что касается отмеченного факта диверсификации предложений в машиностроении, то у нас эта тенденция пока не слишком развита, а если и проявляется, то только в ведущихся внедрениях, а не изначально в уже существующих продуктах и решениях. Скорее всего это и не является негативным фактором, а просто отражает текущую ситуацию. «Мы безусловно понимаем, что есть своя специфика во всех узких направлениях машиностроения, — комментирует ситуацию Олег Арсеньев. — Однако с точки зрения автоматизации бизнес-процессов подход к внедрению ERP-системы в таких компаниях будет схожим. Вертикальное решение Industrial Equipment & Machinery для Microsoft Dynamics AХ покрывает 90—95% требований машиностроительных предприятий. А узкоотраслевую специфику — оставшиеся 5—10%, которые, кстати, часто зависят не только от направления деятельности компании, но и от методов работы в каждой конкретной организации, мы прорабатываем в каждом отдельном проекте». Поставщики инфраструктурных решений сегодня самое серьезное внимание обращают на такую отрасль, как автомобилестроение, где весьма высоки темпы ввода в строй новых предприятий (а следовательно, и создания всей ИТ-инфраструктуры с нулевого уровня). И здесь пока по объективным причинам не приходится задумываться о различиях в их требованиях, имеющихся даже внутри этой большой подотрасли. «Консолидируются активы многих автомобилестроительных компаний, их руководители все больше внимания уделяют созданию единой информационной среды. Соответственно идёт модернизация информационных систем предприятий, чтобы интегрировать их в единое информационное поле, внедряются ERP-системы», — утверждает Иван Рубцов.

Надо отметить, что «классический набор» ИТ-систем в машиностроении присутствует на реальных производственных площадках. В том, что даже средние и, прямо скажем, малоизвестные региональные машиностроительные фирмы используют CAD- и ERP-системы, наш журнал не раз убеждался еще в 2001—2002 годах. Сейчас же мы часто имеем дело с полным спектром внедренных технологических концепций (CAD, CAM, CAE, PLM) на подобных предприятиях, не говоря уже о крупном производственном бизнесе. Встречались тогда и продолжают встречаться до сих пор внедрения систем детального планирования APS, и даже более характерные для непрерывного производства системы MES (как следует, в частности, из материалов данного номера) не остаются без внимания в машино­строении.

При этом масштабная интеграция систем, которая, как вытекает из вышесказанного, машиностроению объективно необходима и во многом является требованием сегодняшнего дня, если и выходит у заказчиков на повестку дня, то крайне осторожно и с оговорками. Другими словами, столь нужное отрасли единое информационное пространство ИТ-поставщиком больше будет восприниматься как интеграция базовых систем (а при явных попытках завоевания рынка, как правило, делается ставка на «тяжелые» продукты), в то время как клиент будет искать для себя наиболее эффективное в конкретной ситуации решение. Хорошо известно, что многие PLM-функции могут выполняться и действительно выполняются развитыми установленными на предприятии продуктами для документооборота; отслеживание технических изменений, характерное для PDM, производится в имеющейся ERP-системе, а ряд функций конфигуратора продукции, присущих мощной ERP, наоборот, отдается в CAD и PDM.

И, быть может, на ближайшую перспективу данное противоречие между поставщиком и заказчиком будет одной из основных проблем в развитии автоматизации отечественного машиностроения. По поводу путей ее решения следует предположить, что пресловутый сервисный подход и BPM-концепция здесь наконец-то проявятся в полной мере. Ведь именно эти технологии позволяют вкладываться в интеграцию более «дозированно» и гибко. По крайней мере в зарубежной прессе о Business Process очень часто упоминается в контексте дискретного производства. Ситуацию отчасти может смягчить отмеченная тенденция «затачивания» многих машиностроительных решений под отдельные подотрасли. В принципе может помочь и SaaS-модель, если на ее основе будет обеспечено надежное функционирование необходимых в той или иной ситуации сервисов. Развитие событий покажет.