В настоящее время отрасль ЖКХ переживает исторический переломный момент. В конце 2012 — начале 2013 годов произошло два важных события, которые определенным образом повлияли на положение дел в сфере автоматизации ЖКХ. Постараемся рассказать об этом подробнее.

Первое событие состоит в том, что в Госдуму был внесен законопроект о построении государственной информационной системы жилищно-­коммунального хозяйства, предусматривающий создание единой всероссийской специализированной информационной системы ЖКХ.

Было также принято постановление Правительства РФ от 28 декабря 2012 года № 1468 «О порядке предоставления органам местного самоуправления информации лицами, осуществляющими поставки ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, и (или) оказывающими коммунальные услуги в многоквартирных и жилых домах либо услуги (работы) по содержанию и ремонту общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах», впервые предусматривающее сбор и формирование отчетности в сфере ЖКХ только в электронной форме — в формате xml.

Параллельно формируются региональные программы капитального ремонта (в соответствии с федеральным законом от 25 декабря 2012 года № 271 «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации»), для подготовки которых необходимо собрать и обработать более 250 показателей по каждому многоквартирному дому.

Иными словами, в прошлом году стало очевидно, что системная работа отрасли более невозможна без планомерного сбора и анализа информации в электронной форме.

Это соответствует и общемировым тенденциям информатизации общества.

В нашей стране задача формирования информационного общества была поставлена правительством еще в начале 2000-х годов. Была утверждена федеральная целевая программа «Электронная Россия», на смену которой пришла государственная программа «Информационное общество», рассчитанная до 2020 года.

Важнейшими условиями построения информационного общества являются ведение и поддержание в актуальном состоянии единого информационного пространства и формализация данных. Это позволит организовать высококачественный процесс информационного обмена между всеми заинтересованными участниками информационного взаимодействия.

Отдельно нужно отметить, что информационная открытость отрасли ЖКХ является одним из необходимых условий гарантии соблюдения прав и законных интересов участников рынка в сфере ЖКХ и жителей, а также привлечения в отрасль частных инвестиций.

При этом следует учесть, что в сфере ЖКХ функционирует более 200 тыс. участников и обрабатывается информация фактически обо всех жителях страны. И каждый её участник является как поставщиком, так и потребителем информации в сфере ЖКХ.

Полномочия по регулированию и контролю в отрасли распределены между всеми тремя уровнями исполнительной власти: федеральным, муниципальным и уровнем субъектов Российской Федерации.

Состояние информатизации отрасли ЖКХ

В течение последнего десятилетия все субъекты Российской Федерации, а также большинство крупных городов страны либо уже создали, либо создают сейчас региональные системы, собирающие и обрабатывающие информацию в сфере ЖКХ.

Кроме того, крупные управляющие и ресурсоснабжающие организации, расчетные центры, а в некоторых случаях и ТСЖ внедрили автоматизированные информационные системы, позволяющие быстро и с высоким качеством работать с данными.

Так, например, ОАО «МОЭК», Росводоканал, Новокузнецкий водоканал, Мосэнерго, Самараэнерго, холдинг «Комплексные энергетические системы» (КЭС-холдинг), Тюменская энергосбытовая компания, Объединенная Энергетическая Компания работают на платформе SAP.

В республиках Татарстан, Хакасия, Саха (Якутия), Ямало-Ненецком автономном округе, Астраханской, Самарской, Саратовской, Ивановской, Челябинской, Вологодской, Волгоградской, Тюменской областях, в городе Новомосковске Тульской области используется решение компании «Барс Груп».

Однако подавляющее большинство компаний сферы ЖКХ, а также ряд регионов страны работают с использованием индивидуальных ИT-решений, созданных местными разработчиками.

Сложившаяся ситуация помимо положительных аспектов — формования рынка ИT-решений для ЖКХ — имеет и отрицательные моменты.

Общая проблемная черта для большинства этих систем — изолированность хранящейся и циркулирующей в них информации. Организации сферы ЖКХ исходя из своих локальных потребностей создают собственные базы данных, собирают, обрабатывают и накапливают информацию, используя свои форматы и ИT-решения. Их информационные системы во многом носят локальный характер, огромные массивы данных не создают единого информационного пространства, нет универсального представления информации.

В таких условиях передача информации из одной базы данных в другую практически всегда требует дополнительной ее подготовки и обработки, что осуществляется, как правило, в ручном режиме.

Иными словами, в отрасли накоплено огромное количество данных, которые не могут быть просто и быстро совмещены друг с другом, обработаны и проанализированы.

Факторы, препятствующие развитию информатизации ЖКХ

В ходе работы, проводимой Аналитическим центром по запуску системы сбора отчетности в соответствии с постановлением Правительства России от 28 декаб­ря 2012 года № 1468*, а также в рамках выездных совещаний в профильных министерствах ЖКХ субъектов Российской Федерации с участием муниципальных образований, поставщиков данных (управляющие и ресурсоснабжающие компании, ТСЖ, ЖК, ЖСК, расчетные центры и др.), региональных ИT-компаний был выделен ряд сдерживающих факторов, препятствующих развитию информатизации отрасли:

  • различный уровень информатизации одних и тех же групп участников отношений ЖКХ в разных субъектах;
  • отсутствие системности сбора информации;
  • отсутствие единых стандартов и форматов сбора информации;
  • отсутствие универсальных справочников и классификаторов для сферы ЖКХ.

Обозначенные факторы являются основными причинами возникновения трудностей и искажения информации на всех этапах сбора и передачи данных.

Для решения проблем, обозначенных в первых трех пунктах, как уже было указано выше, государством созданы необходимые предпосылки: осознана необходимость уйти от сбора данных в необрабатываемой (в том числе бумажной) форме, утверждены первые форматы взаимодействия.

Однако проблема отсутствия универсальных справочников и классификаторов для сферы ЖКХ до настоящего времени не только не решена, но и не созданы условия для ее решения.

Разработка унифицированных справочников и классификаторов

В той или иной форме справочники и классификаторы есть у всех участников информационного взаимодействия в сфере ЖКХ. Но отсутствие универсальных справочников и классификаторов приводит к необходимости дополнительного создания «переводчиков» для сопоставления и анализа однотипной информации из разных информационных систем.

Сегодня практически все представители экспертного сообщества и специалисты в области создания, внедрения и эксплуатации информационных систем согла­шаются с тем, что решать стоящие на повестке дня задачи без использования унифицированных справочников и классификаторов уже не представляется возможным.

Создание унифицированных справочников и классификаторов должно проходить с участием как можно большего количества профессиональных аналитиков и информатизаторов в области бизнес-процессов и функций в ЖКХ.

Сегодня существуют и используются справочники и классификаторы как локальные для отдельных изолированных систем, так и имеющие самое широкое распространение и более или менее успешно применяемые для решения специализированных задач.

Разумеется, наработанный опыт нужно использовать с максимальной эффективностью.

Имеющиеся подходы к представлению и классификации данных, взятые за основу для унифицированных решений, особенно на начальном этапе, сводят к минимуму работу по конвертации баз данных и информационных потоков для тех, кто эти подходы разрабатывал и уже использует.

Это хороший стимул для вовлечения в работу над унификацией справочников и классификаторов самого широкого круга специалистов и организаций.

Важность такого этапа нельзя недооценивать. Ведь чем шире и активнее будет представлено в этой работе профессиональное сообщество, чем лучше будет проведена эта работа, тем комфортнее и эффективнее будет дальнейшее применение унифицированных справочников и классификаторов.

В ноябре 2013 года в Аналитическом центре при Правительстве Российской Федерации с участием ЗАО «Барс Груп», ЗАО «ОВИОНТ», ООО «РСВ», ООО «Институт системного мониторинга», ОАО «Ростелеком», ОАО «Сбербанк России», ООО «ИСЕРВ», ЗАО «ПФ «СКБ Контур», ООО «Эттон», ООО «ЭйТи Консалтинг», ООО «ИНТЕР РАО Информационные Технологии», SAP, компании «Прогноз» и ряда других экспертов состоялось обсуждение первой редакции такого унифицированного справочника.

Участники круглого стола приняли решение о создании рабочей группы для дальнейшей работы над документом.

Очевидно, на этом этапе вновь будет востребован опыт работы с информационными системами, с их локальными дополнениями и расширениями к унифицированным справочникам и классификаторам.

Справочники и классификаторы в работе

Предлагаемые справочники и классификаторы не следует навязывать участникам отношений в сфере ЖКХ — они должны отражать реальные потребности рынка и позволять участникам совершенствовать и развивать свой бизнес.

Созданные справочники и классификаторы будут размещены в открытом доступе, и участники рынка смогут свободно использовать их.

При вводе данных использование унифицированных справочников и классификаторов позволит обеспечить необходимый уровень качества информации. Использование такого подхода к наполнению информационных систем гарантированно приведет к универсальности информационной «начинки», к открытости систем, к совместимости различных баз данных на разных уровнях.

При этом важно отметить, что на региональном уровне уже существующие системы и базы «перестраивать» не придется. Их достаточно лишь скорректировать и привести к единообразию информационные блоки.

Применение справочников и классификаторов даст всем заинтересованным участникам работы с информационными базами возможность выйти на совершенно иной уровень автоматизации. Начиная с того, что будут исключены элементарные опечатки, использование различных синонимов и нестандартных наименований, и заканчивая тем, что существенно повысится скорость ввода и обработки информации.

Таким образом, очевидным и весьма ощутимым результатом унификации и стандартизации будет снижение трудоемкости работ по сбору, обработке, передаче и документированию данных.

Вовлечь всех заинтересованных

Изложенной концепции создания, применения и обновления унифицированных справочников и классификаторов требуется не только поддержка среди профессионального сообщества и экспертов, ей жизненно необходим живой заинтересованный отклик в виде активного участия в анализе и формировании унифицированных справочников и классификаторов на основе существующих наработок, а также в дальнейшей их актуализации.

Применение унифицированных справочников и классификаторов привнесёт в работу существующих и создаваемых информационных систем единый системный подход к представлению информации и к ее классификации.

Это даст возможность пользователям информационных систем:

  • решать вопрос обеспечения эффективности автоматизированной обработки данных;
  • объединять данные локальных информационных систем на уровне субъектов и на федеральном уровне, вести их обработку, анализ и сопоставление;
  • сократить затраты времени на первичный ввод и актуализацию данных, одновременно повысив их качество;
  • локально расширять и дополнять унифицированные справочники и классификаторы исходя из индивидуальной специфики и потребностей, при этом не лишая информацию сопоставимости и возможности обработки на региональном и федеральном уровнях;
  • инициировать и принимать активное участие в периодической актуализации унифицированных справочников и классификаторов.

Такой подход с использованием устойчивых структур, терминологического базиса, определенного справочниками и классификаторами, позволит создать единое информационное поле деятельности для всех предприятий и учреждений жилищно-­коммунальной сферы.

* http://ac.gov.ru/search/?q=1468#url:/events/announcements/0590.html; http://1468.xn–p1ai/