Развитие рынка корпоративной автоматизации происходит далеко не всегда по восходящей прямой и даже, вопреки расхожему сравнению, не по спирали. Часто на восходящий тренд накладываются некие колебания. Хорошо известно, что выход очередной версии программного продукта вовсе не означает, что она будет лучше предыдущей. Все мы наблюдали подобную ситуацию на примере истории операционных систем компании Microsoft (включая мобильные варианты) за последние два десятилетия.

С аппаратными системами еще сложнее. Рынок постоянно диктует необходимость освоения новых технологий; при этом параллельно поддерживать выпуск предшествующих, часто очень удачных и завоевавших заслуженную популярность версий продукта не позволяют ни лимит производственных мощностей, ни ограниченный маркетинговый потенциал. И вендоры как могут пытаются балансировать между консервативными запросами пользователей и требованием постоянного технического совершенствования продукции.

В последнее время многие компании ИТ-рынка (интеграторы, поставщики, операторы различных ИТ-услуг) усиленно убеждают клиентов, сохраняя необходимую им функциональную составляющую ИТ-поддержки, избирать услуги в облачной форме. И в этом нет никакого подвоха: тысячи фактов и сотни публикаций свидетельствуют о том, что облака перестали быть дифференциатором, с помощью которого можно отделить компании, ориентированные на достижение эффективности за счет передовых технологий, от всех остальных. Теперь это надежный и проверенный инструмент, позволяющий достигать бизнес-результата.

При этом с некоторой долей условности можно допустить, что в данном случае нам также предлагают новые версии имеющихся систем. И соответственно при такой постановке надо понять, имеет ли бизнес те риски перехода, с которыми он не раз сталкивался раньше.

В конце прошлого года в редакцию Intelligent Enterprise поступил пресс-релиз компании Oracle о существенном росте доходов от облачного бизнеса. В нем, в частности, говорится: «...совокупные доходы от SaaS (программное обеспечение как сервис) и PaaS (платформа как сервис) во втором квартале 2016 финансового года увеличились по сравнению с аналогичным кварталом прошлого года на 39%, до 484 млн долл. Более того, компания ожидает, что темпы роста этих доходов ускорятся до почти 50% в третьем квартале и достигнут 60% в четвертом квартале».

Если, однако, обратиться, например, к весьма авторитетному ресурсу www.informationweek.com, то дело представляется несколько по-иному. Приводя те же самые цифры относительно роста облачного бизнеса Oracle, источник подчеркивает снижение за год совокупного дохода компании на шесть, а чистой выручки – аж на двенадцать процентов. CEO Oracle Сафра Кац заверяет, что это «временные трудности», связанные как раз с масштабным разворотом компании в сторону облаков. По её словам уже в нынешнем году трудности останутся позади и бизнес компании по всем ключевым показателям окажется в плюсе. Но об этом (о падении показателей в целом по бизнесу и о позитивных ожиданиях на будущее) в российском пресс-релизе нет ни слова.

Надо сказать, что Intelligent Enterprise никогда не увлекался цифрами финансовых отчетов и тем более не искал каких-то недомолвок и расхождений между источниками. Думается, что и наших основных читателей – ИТ-директоров российских компаний – больше интересует развитие ситуации по существу, тем более что убыточные периоды переживали многие. В данном же случае «существо» проявляется практически в явной форме. Совершенно очевидно (и InformationWeek, разумеется, придерживается той же позиции) речь идет о том, что рост облачного бизнеса Oracle сегодня происходит в результате некоторого ослабления того внимания, которое уделяется классическим бизнес-системам поставщика.

Клиенты Oracle во всем мире – это зачастую очень крупные и в значительной мере консервативные организации, которые традиционно делали и, быть может, по инерции продолжают делать ставку на приложения on-premise. В этой ситуации функционеры весьма авторитетного сообщества Oracle Application User Group, объединяющего более трехсот клиентов компании, фактически за самого вендора пытаются успокоить всех, утверждая, что Oracle еще как минимум лет десять будет заниматься классическими продуктами.

В то же время компания чувствует сильное давление со стороны не совсем традиционных для себя конкурентов из числа «чистых» облачных провайдеров для корпоративного рынка (таких, как Amazon, Saleforce, Workday и некоторые другие). Утверждают, что болезненно воспринимается компанией и то, что в первой половине 2015 года, уже при наличии более чем явного облачного акцента в деятельности компании, Garnter не включила её в свой магический квадрант, посвященный PaaS-платформам. В результате Oracle, осознав, что завтра может быть поздно, еще более усилила облачные акценты, что бросилось в глаза старожилам осеннего форума Oracle OpenWorld.

В итоге мы имеем классический связанный со сменой версий сценарий «переходного периода», о котором уже говорили выше. Поставщик стремится вовремя запрыгнуть в поезд, идущий по маршруту новых технологий, и при этом, теряя ресурсы для развития предшествующих поколений собственных продуктов, вынужден предпринимать усилия для удержания «консервативного большинства» своих клиентов. Ситуация вполне типичная. При этом, думается, в позитивном движении в сторону облачных технологий мало кто сомневается. Только жить и работать надо уже сейчас, а вопрос больше состоит в том, будет ли очередной шаг в этом направлении со стороны ключевых вендоров удачным. Или же текущие прочеты придётся отвоевывать уже в ходе следующих шагов, пытаясь выправить общий восходящий тренд «ломаной» кривой.

Не стоит забывать и о том, что переход в облако даже при условии идеального решения всех технических проблем не является механической переинсталляцией ПО на иной платформе. Речь как минимум идет еще о некой ревизии лицензионной политики. Здесь в качестве примера можно опять-таки привести весьма деликатную ситуацию с той же Oracle. В настоящее время довольно активно обсуждаются тонкости лицензирования соответствующего ПО поверх среды виртуализации VMware vSphere (то есть, читай, лицензирования в облачной среде). Суть примерно в следующем. Официальный, в течение известного времени неизменный и публично доступный текст лицензионного соглашения выложен в том числе на сайте компании, и в этом смысле формально всё корректно. Однако некоторые новые свойства самой среды VMware теперь дают возможность интерпретировать текст имеющейся лицензии чуть по-иному, с куда большей выгодой для Oracle и соответственно куда меньшей – для клиента. Естественно, находятся желающие этим воспользоваться. Бизнес есть бизнес.

Справедливости ради надо отметить, что к таким системообразующим компаниям, как Oracle, отношение безусловно предвзятое. То, что сказано выше в ее адрес, характерно далеко не только для нее одной. Но когда речь идет об инициативах ИТ-компаний меньшего масштаба, мало кто будет детально разбираться в сбалансированности их новых предложений в целом или в тонкостях их лицензионной политики (а если быть точнее, то даже не самой политики, а в возможностях ее трактовки во вновь формируемой ИТ-среде). Дело в том, что все эти нюансы если и могут оказать влияние, то скорее на отдельные участки ландшафта автоматизации отдельных, пускай и не самых маленьких компаний. В случае же крупнейших ИТ-вендоров может возникнуть системный дисбаланс на рынке в целом, и поэтому они находятся под пристальным вниманием. Тем более, что несмотря на аналогии, говоря об облаке мы имеем все-таки не проблему смены ПО, а коренную замену всей парадигмы автоматизации.