Словосочетание digital transformation, или цифровая трансформация, сейчас буквально преследует всех, кто имеет хоть какое-то отношение к корпоративной автоматизации. ИТ-вендоры и интеграторы здесь подразумевают информационную поддержку основных задач бизнеса, однако наиболее мощный рычаг для развития эта область даёт компаниям, представляющим инфраструктурные решения. Им данная концепция открывает реальную возможность не только полноценного выхода на уровень автоматизации прикладных бизнес-задач, но и получения явных преимуществ перед поставщиками, традиционно связанными с решениями такого рода.

Именно «цифровая трансформация» стала ключевой фразой на форуме компании Fujitsu, который прошёл в Мюнхене в ноябре. Акцент на digital transformation оказался настолько явным, что буквально все публикации, появившиеся в Интернете с момента окончания форума, связывали его итоги исключительно с этим новым термином. Хотя такая связь сейчас характерна, пожалуй, для любого вендора, поставляющего инфраструктурные решения.

Своего рода базой, откуда начинается движение таких компаний к концепции digital transformation, имеющей явно выраженное прикладное содержание, так или иначе являются основные элементы вычислительной инфраструктуры, созданием которых многие ИТ-поставщики уже завоевали авторитет у корпоративных заказчиков.

Далее пути вендоров могут расходиться. Кто-то делает максимальный акцент на облачных решениях, кто-то больше развивает инфраструктуру клиентского (и мобильного, в частности) доступа к корпоративным ресурсам. Некоторые на базе собственных аппаратных систем формируют более крупные архитектурные решения, часто уже имеющие строго функциональное или отраслевое (а значит, прикладное) назначение. Есть и такие компании, которые пытаются охватить все имеющиеся направления. Но при этом все крупные вендоры без исключения начинают более активно заниматься программно-определяемыми (software defined) сервисами, имея в виду, что в некой конечной точке корпоративный рынок ждет полная реализация концепции программно-определяемых ЦОДов (Software Defined Data Centers -- SDDC). По ходу развития этого направления системное ПО, во многом заменяющее собой аппаратные решения, все больше разбавляется прикладным. А тут и до реализации идей digital transformation, суть которых уже декларировалась в сотнях публикаций, совсем недалеко.

Если вернуться к решениям Fujitsu, в том числе и к ее форуму, то можно сказать, что эта компания как раз пытается развернуть движение к цифровой трансформации по всем направлениям. В вопросах консолидации аппаратных решений она прежде всего рассчитывает на непрерывно развиваемую архитектуру PRIMEFLEX, в основе которой лежат серверные системы. Именно на этом уровне закладываются работоспособность всех возможных прикладных решений класса digital transformation, высокая масштабируемость которых подразумевается по определению. Уже здесь масштабируемость и потенциальная вычислительная мощь архитектуры PRIMEFLEX может достигаться в том числе за счет использования ряда ключевых для мира больших данных программных систем, таких как SAP Hana, VMware Cloud Foundation, Hadoop или OpenStack.

Облачная платформа K2, предлагаемая Fujitsu, уже значительно ближе подводит корпоративного заказчика к его прикладным задачам. В частности, на ее основе можно вести разработку, тестирование и развертывание новых систем и сервисов, интегрирующих возможности приложений унаследованных, которые находятся на площадке заказчика, а также тех, что базируются на частных и публичных облаках, включая мобильные приложения. Данное решение можно предлагать, например, как инструмент расширения вычислительных возможностей крупного ритейлера в период обслуживания клиентов в пиковый сезон. И это тоже подчеркивает его прикладной характер.

И наконец, на стопроцентно прикладном уровне выступает платформа для электронного бизнеса MetaArc компании Fujitsu, которая уже напрямую призвана обеспечивать ИТ-поддержкой отраслевые инициативы бизнеса или решение проблем государственного и муниципального управления. Именно на этом уровне такие общеизвестные концепции, как Big Data или Internet of Things, начинают обретать очертания, необходимые для тех или иных отраслевых задач, будь то управление транспортом в большом городе, взаимодействие крупного ритейлера с покупателями или построение современных сервисов в сфере здравоохранения. Такие приоритеты ощущались в докладах форума более всего.

Методические акценты при этом соответствующим образом сдвигаются. Теперь от крупных ИТ-вендоров, традиционно связанных с инфраструктурными решениями, мы все больше слышим не о путях оптимизации их продуктов в той или иной ситуации, а о том, как заказчику следует выстраивать стратегию в условиях бизнеса, управляемого данными (data driven). И Fujitsu Forum в этом году стал еще одним тому подтверждением.