27–28 марта в Сокольниках прошли параллельно две выставки-конференции — MATE (Mobile Apps & Technology Expo), посвященная мобильным решениям, и SNCE (Social Networking Congress & Exhibition), посвященная социальным сетям.

Демонстрировать на выставочном стенде решения для социальных сетей сложно — удобнее делать это прямо в сети. Но сеть не заменяет прямого общения; хорошо это понимая, организаторы мероприятия позаботились о создании обширных переговорных зон; в одной из них, как следует из ее названия — Speed dealing — имелось все необходимое для заключения договоров непосредственно на выставке. Мобильные технологии иногда все-таки можно пощупать руками даже в прямом смысле. Так, на MATE представлялись нательные медицинские устройства — шагомеры, мониторы пульса, корректоры осанки и др., — миниатюрный считыватель банковских карт, превращающий смартфон в эквайринговый терминал, технология нанесения на экран смартфона или планшета сверхтонкого слоя двуокиси кремния — функционального аналога защитной пленки (я нанесла, довольна). Значительная часть MATE была отведена дополненной реальности (Augmented Reality — AR) —соединению «живого» изображения с видеокамеры и изображения, генерируемого компьютером. Скажем, виртуальная примерочная позволит посетителю Интернет-магазина одежды «надевать» на свое изображение с видеокамеры предметы из каталога и оценивать, хорошо ли они смотрятся. С помощью того же приложения можно виртуально расставлять мебель в комнате. Практически все представленные на выставке приложения AR работают с iOS и Android, с Windows дело обстоит не так хорошо; впрочем, система Kinect на выставке присутствовала и пользовалась популярностью.

Поскольку наша редакция последние полтора года активно искала подходящее решение для дистанционных совещаний, меня заинтересовал сервис по предоставлению виртуальных переговорных комнат, нарисованных в трехмерной графике. Каждый участник совещания представлен условным персонажем, как в многопользовательской компьютерной игре; персонажи могут перемещаться по залу, принимать различные позы, брать слово, показывать презентации на виртуальном экране. Это не видеосвязь, благодаря чему экономится трафик, но эффект присутствия достигается очень хороший.

Конференционных программ в рамках мероприятия было целых четыре — по маркетингу в социальных сетях, по мобильным технологиям, по дополненной реальности и, наконец, по онлайновым азартным играм. Расскажу о том, что мне удалось вынести с конференции по маркетингу, на которой я побывала.

Прежде всего, хотя задачей маркетинга в социальных сетях, как и в любой другой среде, остается увеличение продаж, средства достижения цели отличаются. В целом работа «сетевых маркетологов» (в действительности это несколько разных специальностей) выглядит более однообразной, но вместе с тем на ней необходимо постоянно придумывать нечто новое — «ни дня без строчки». И если, например, обычный рекламный ролик в какой-то момент выпускается и дальше живет самостоятельной жизнью, как кинофильм, то для сети, где никто не смотрит дважды одно и то же, лучше снимать нечто вроде сериала, где каждый очередной выпуск похож на предыдущий, но в чем-то от него отличается.

Интерактивность — главный плюс сети, но не так-то просто правильно ее использовать. Если не принять специальных мер, отзывы от клиентов на странице компании будут по большей части отрицательными, поскольку когда все в порядке, люди обычно ничего не пишут. Жалобы допустимо скрывать (вовсе не обязательно отрабатывать их у всех на глазах), но компании нужны именно положительные отзывы, которые произведут хорошее впечатление на новых посетителей, причем они должны быть настоящими — разоблачение подделки грозит огромными репутационными потерями. Решить задачу помогают разного рода бонусы, купоны, специальные акции, геймификация.

Время предъявляет новые требования к квалификации контент-менеджеров. Если раньше им было достаточно умения подготавливать тексты и картинки и выкладывать материалы на страницу, то сейчас желательно хорошее владение инструментами веб-программирования и, что, может быть, еще важнее, аналитическими инструментами. А еще нужна способность находить общий язык с бизнесом и понимать его потребности — здесь в очередной раз всплывает вечная проблема коммуникации. Еще один связанный с этим важный момент — интеграция, хорошее взаимодействие всех подразделений, относящихся к маркетингу. Или вообще всех подразделений — по крайней мере Филип Котлер считал, что это, в сущности, одно и то же, и цитировал Дэвида Паккарда: «маркетинг слишком важен, чтобы оставлять его на попечение отдела маркетинга».

Точка зрения автора может не совпадать с позицией редакции.