В июне компания SAP в рамках партнерского форума в Москве решила особо обозначить тот факт, что главный вектор ее усилий в сфере развития продуктовых предложений для корпоративных клиентов теперь будет сосредоточен на «облачном» направлении. В контексте партнерской темы это, по сути, означает наступление по двум тесно сопряженным фронтам – трансформации классической для SAP инфраструктуры партнеров по внедрению традиционных бизнес-систем, а также формированию несколько иной экосистемы компаний-разработчиков, чей основной фокус деятельности будет в основном заточен на создание корпоративных приложений.

Предполагается, что партнеры, внедряющие решения SAP, теперь в дополнении к своей традиционной деятельности будут выступать в качестве реселлеров облачных сервисов SAP, количество которых на настоящей момент, очевидно, достигло некоторой «критической массы» и будет расти в будущем. Речь идет также о сопутствующих услугах по конфигурированию, администрированию, поддержке существующих облачных решений SAP, и даже об их развитии. В данном случае мы говорим об инфраструктуре прикладных решений, объединенных под брэндом SAP Cloud, которые пока достаточно точечно охватывают ключевые функциональные направления деятельности крупных компаний и более полно могут осуществлять информационную поддержку малого и среднего бизнеса.

В принципе движение в сторону облаков сейчас демонстрируют едва ли не все заметные поставщики прикладных решений. Что касается конкретного случая, то здесь более интересной представляется вторая ветвь развития партнерской программы в эпоху облачных вычислений – SAP Partner Edge for Application Development, направленная на привлечение независимых разработчиков. В данном случае SAP будет активно двигаться, а также (что, пожалуй, даже более важно) позиционировать себя по ряду направлений, которые в отличие от стези, связанной с продвижением бизнес-приложений, с компанией SAP пока связываются не так прочно. Соответственно придется не только работать с партнерами , но и стимулировать корпоративных клиентов взглянуть на себя и на всю окружающую решения SAP экосистему (включая, конечно же, и разработчиков) несколько по-новому.

Во-первых, SAP окончательно становиться не только прикладным, но и платформенным вендором, соответственно вступая на соответствующее поле конкурентной борьбы, на котором уже давно действуют весьма сильные и опытные игроки, также давно работающие на рынке корпоративной автоматизации.

Во-вторых, делая ставку на независимых разработчиков, конечным результатом работы которых в большинстве случаев будет размещение своего товара на SAP Store, необходимо будет популяризовать данный сервис и среди отечественных клиентов. Пока он в России почти неизвестен, хотя, очевидно, вполне применим. Положение несколько осложняется еще и тем, что концепция розничного Интернет-распространения программных продуктов, принятая SAP Store (хотя и некоторыми корпоративными вендорами тоже) изначально, как известно, развивалась на консьюмерском рынке. И бизнесу в своей оригинальной форме по ряду причин не подходила. А корпоративный вариант известной консьюмерской идеи «магазина приложений» как раз куда теснее связан с облачными сервисами. По сути, покупая по кредитной карте в этом магазине корпоративное ПО, пользователь в большинстве ситуаций загружает не программу как таковую, а ее интерфейс (и все чаще мобильный). Логика же в данном случае сосредотачивается в тех же публичных облаках.

Так или иначе сегодня положение меняется, и благодаря формам подобным SAP Store (в их продвижении SAP, кстати, далеко не уникален среди вендоров, ориентированных на бизнес-сообщество) рынок корпоративных систем точно также как и ранее консьюмерский становится во многом трансграничным. А это в свою очередь, потребует иных навыков и от разработчиков, и от клиентов, сразу выходящих на глобальный рынок соответственно со своим предложениями и требованиям к функциональности и качеству ПО.

Точка зрения автора может не совпадать с позицией редакции.