Импортозамещение – это наступление на свободу слова, как же я сразу не сообразил.

Давайте поставим мысленный эксперимент. На дворе декабрь 2016-го, и мы успешно импортозаместились всюду где смогли. Казна больше не покупает ни SAP, ни Oracle, ни Dassault с Siemens, ни Microsoft Office, ни даже Symantec – в мэйнстриме свои ERP, САПР, СУБД, офисный пакет и пр.

Вопрос: что будет с IT-прессой?

Сейчас скажу, но сначала давайте посмотрим, что с ней теперь. Открываем наугад сайты CRN, Cnews, PC Week и, для полноты картины, 4pda.ru, 3DNews с Mobile Review. Что видим? Отечественных рекламодателей в отечественной IT-прессе нет ни одного. Хотите сказать, что OCS и «Юлмарт» – свои? Да, но вспомните, чем они торгуют. Присмотритесь внимательнее, и увидите, как из-за плеча любого отечественного рекламодателя выглядывают всё те же лица во главе с ООО «Майкрософт Рус».

В 90-е главным рекламодателем был Intel, оплачивавший чуть ли не в одиночку любой рекламный блок, что на бумаге, что онлайн, лишь бы в этом блоке inside был Intel. Это на рекламных деньгах Intel, Compaq, ASUS, AMD и много чьих ещё, только не отечественных, в 90-е возникла отечественная IT-пресса. На рекламных деньгах IBM, HP, Microsoft, Autodesk, Adobe, Samsung и много кого ещё она живёт по сей день.

Вы, наверное, хотите сказать, что в конечном итоге это наши нефтедоллары, которыми мы 25 лет платим за чужие технологии – часть вырученных американцами денег идёт на рекламу в России, вот и всё. Станут эти нефтедоллары платить Касперскому, ABBYY, «1С», АСКОНу, и рекламу нашим СМИ будут давать наши компании.

Ага, как же. Россия – полтора процента мирового рынка софта. Какой смысл тому же Касперскому тратить на рекламу здесь больше, чем он тратил до сих пор, даже если государство перестанет покупать ESET и Symantec? Если оно и правда перестанет, то благодаря прессе, что ли? Нет, конечно – исключительно благодаря мудрым депутатам и компетентным чиновникам. Вот в GR и надо вкладываться, а не в рекламу. Покажите мне в России бизнесмена, который этого не понимает.

Возможно, вы захотите сказать, что государство само с благородной целью станет рекламировать отечественные IT. Даже если так (не верится, оно сроду этого не делало, наоборот, само пиарилось на победах, например, наших студентов на чемпионатах мира по программированию), то не в Cnews же оно нальёт рекламный бюджет. Нет, оно рефлекторно включит ТВ – снимет сериал о программистах, раз в неделю велит давать в новостях сюжет про наши IT-компании, заведёт ежемесячную IT-полосу в «Российской газете», возможно, назначит технологических корров на RT, или отчебучит ещё что-то эдакое. Но об IT-прессе и не вспомнит.

Однако и при таком варианте, заметим в скобках, басурмане будут необходимы. Без IBM, например, не обойтись – это же они проводят те самые чемпионаты мира, и доставляют на финал ACM-ICPC журналистов из России.

Возможно, станут рекламироваться те, кто работает исключительно на внутреннем рынке? Скажем, «1С» и «Галактика». Почему нет, могут и, скорее всего, будут. Но не в IT-прессе, а там, где бывают читатели из числа их заказчиков. Отраслевые журналы, например, ну, ещё центральные деловые издания, это в лучшем случае.

Теперь о главном. Даже если предыдущие рассуждения неточны, и наша IT-пресса получит своих рекламодателей вместо импортозамещённых...

Знаете, была в советских газетах рубрика «Их нравы». Применяясь к теме, впору писать «Наши нравы». Это только на съездах АПКИТ наши IT-бизнесмены такие либералы, что дальше некуда, приглашают и слушают с открытыми ртами несущего несусветную чушь («президент Кореи Ли Куан Ю») Ганопольского с «Эха Мск», сам видел этой весной в Ереване. Но когда до либерализма доходит на деле, рекламный бюджет становится дубиной для изданий. Аборигены, работающие в Microsoft и пр. Oracle, тоже любят эту дубину всей душой, но эти хотя бы оглядываются на свою HQ, где давление на журналистов приветствуют не больше, чем взяточничество. Российского же производителя такие глупости не сдерживают в огромном большинстве случаев.

В общем, в результате импортозамещения IT-пресса в России имеет все шансы утратить относительную самостоятельность, и этом случае она окажется институтом бесполезным.

Интересно, во что тогда превратится сама IT-индустрия.

Точка зрения автора может не совпадать с позицией редакции.