Единое понятие «беспроводные коммуникации» охватывает несколько стандартов связи, которые часто используются в бизнесе в сочетании друг с другом. Известно также, что такими коммуникациями активно пользуется и руководство, и рядовой персонал. Об этом мы беседуем с директором по ИТ ЗАО «Тихвинский вагоностроительный завод» Сергеем Бельцом.

Intelligent Enterprise:Применение технологий беспроводных коммуникаций на Тихвинском вагоностроительном заводе во многом связано с чисто производственными процессами. Известен также термин «технологии связи для промышленности», предполагающий как некоторые особенности организации самих коммуникаций, так и специфические варианты исполнения оборудования. Что для вас означает этот термин?

Сергей Белец: Во-первых, стоило бы, наверное, начать разговор с промышленной или (еще более показательный вариант) цеховой автоматизации, в которой технологи коммуникаций являются частью концепции. Следует сказать, что на цеховом уровне у нас расположены только рабочие места, представляющие собой тонкие клиенты. Все остальное оборудование вынесено за территорию цеха. Что касается самих клиентских станций, мы стараемся использовать их в двух вариантах. Речь идет либо действительно о защищенном варианте исполнения, существенно снижающем риски выхода компьютера из строя в цеховых условиях эксплуатации, либо об установке предельно простых устройств, которые в случае выхода из строя можно тут же заменить на новые. Тем более что с точки зрения параметров обеспечения непрерывности нашей деятельности подобные рабочие места не требуют много вычислительных ресурсов.

Что касается беспроводных сетей на производстве, то общие подходы совпадают, но идеология их применения специфична. В нашем случае использования сети Wi-Fi промежуточное сетевое оборудование по возможности вынесено за пределы цеховой территории, и такая схема обеспечивает значительное снижение рисков. Во-вторых, в условиях эксплуатации оборудования в производственных условиях, а следовательно, повышенного уровня электромагнитного фона, необходимо обеспечить более высокую помехозащищенность и, конечно же, баланс между качеством полученного решения и его ценой. Дело в том, что можно изначально использовать более помехозащищенные, но и значительно более дорогие решения, а можно обеспечить некоторый запас по мощности. При проектировании сети мы соблюдаем баланс. Формально более правильным путем было бы создание виртуальной полной модели цеха и отработка на ней оптимальной конфигурации. Но это сверхдорогое решение, не оправданное экономической необходимостью, и мы предпочитаем идти полуэмпирическим путем, пошагово проектируя систему, затем подвергая ее конкретную конфигурацию тестированию, и уж на основе данных тестирования занимаемся дизайном сети далее.

Также необходимо сказать, что Тихвинский вагоностроительный завод оснащен самым современным промышленным оборудованием. Почти все оно имеет выход в Интернет. Посредством Сети производится апгрейд управляющих программ. Допустимо и управление, если это не противоречит технике безопасности. Словом, такое оборудование по определению предполагает наличие некоего локального сетевого сегмента с выходом на глобальный уровень. И здесь, естественно, могут быть задействованы как проводные, так и беспроводные сети.

Сейчас, говоря об управлении оборудованием, вы скорее имели в виду резервирование за счет беспроводных технологий некоторых функций, в штатном режиме осуществляемых по проводным каналам. Однако есть целые классы задач, решаемых практически только с помощью беспроводных коммуникаций. И промышленных приложений это касается далеко не в последнюю очередь. Взять хотя бы такие вещи, как телеметрия или удаленная идентификация с помощью RFID-устройств…

Да, такие приложения существуют, и телеметрия действительно относится к ним. Среди типичных ее применений в металлургии был удаленный сбор данных о температуре пара и расплава, хотя в вопросах применения этого метода на производстве очень многое зависит от конкретной задачи и используемого оборудования. Да и однажды выбранный способ ее решения может трансформироваться. Так мы в свое время отказались от телеметрии в отношении термометров. Измерение температуры расплава без погружения термометра в него сопряжено с ошибками измерений, а использование погружных температурных датчиков исключает применение удаленного контроля в отношении измерительного оборудования. Вместе с тем литейное оборудование меняется, датчики тоже совершенствуются, и поэтому не исключено, что мы в какой-то момент вернемся к телеметрии.

Технологии идентификации продукции по RFID и беспроводные коммуникации в решении этого вопроса мы сейчас тоже не применяем, – слишком велико негативное влияние побочных факторов, связанных с радиочастотными помехами, вероятностью ложного срабатывания и стирания метки. Но, используя классическое штрихкодирование и соответственно мобильные считыватели, мы все равно ориентируемся на беспроводную связь. При всех существующих недостатках RFID лично я все равно остаюсь сторонником его использования там, где это технически возможно и экономически оправданно. Как вполне практичную идею мы рассматриваем вшивку RFID-меток в спецодежду цехового персонала, что поможет решать актуальные задачи внутрицеховой логистики, используя данные телематики.

С точки зрения непосредственно стандартов беспроводной связи все это делается на базе протокола Wi-Fi.

Если уж для вашего бизнеса технологии беспроводных коммуникаций на уровне реального производства столь важны, что бы вы могли сказать об их использовании на уровне управления компанией? Ведь сейчас даже компании, ранее спокойно относвшиеся к этому виду связи, начинают активно ими интересоваться. Как правило, причина – в глубокой симпатии их руководителей к небезызвестным новомодным устройствам персонального доступа.

Здесь могу сказать, что очень большое значение имеет позиция компании-производителя в отношении ориентации на корпоративный рынок или же на рынок розничных продаж. Именно этот вопрос был и остается принципиально важным, и вся формальная популярность бренда, богатое наполнение порталов AppStore и Android Market, удобство использования гаджета, симпатии руководства, его ориентация на коллег, которые якобы уже успешно используют данные устройства, тут практически ни при чем. Мы неоднократно вели переговоры и с Apple, и с Google, и пока складывается впечатление, что они практически целиком ориентированы на розничного покупателя. Понятно, что мощи этих гигантов может вполне хватить, чтобы в разумные сроки сместить акценты, и притом заметно. Но пока, в моем понимании, их активность не ассоциируется с серьезной корпоративной автоматизацией.

Вместе с тем на рынке есть поставщики, быть может, не столь известные широкой публике, но делающие заметно больший акцент на корпоративном сегменте.

Что касается политики использования различных устройств, здесь как раз все относительно демократично. Если у того или иного руководителя есть, скажем, собственный iPad, он уже не мыслит свой профессиональной жизни без этого устройства, может самостоятельно настроить гаджет, войти в сеть, корректно совершив все необходимые операции. И у меня нет видимых оснований не пускать его туда. Но при этом мы предупреждаем, что, возможно, поддержка от Service Desk не будет соответствовать его ожиданиям, так как корпоративными стандартами поддержка данного класса устройств не предусмотрена.

Между высшим менеджментом и рядовым персоналом, о которых мы уже поговорили, в бизнесе, как известно, существует слой менеджмента среднего уровня. Говоря о производственных предприятиях, мы здесь в основном имеем в виду персонал, занимающийся задачами диспетчеризации производства на цеховом уровне…

Что касается цехового менеджмента, то обычно мы стремимся организовать работу так, чтобы максимально ориентироваться на двоичную логику принятия решений. Прежде всего потому, что бизнес-процессы на этом уровне можно считать отработанными и во многом стандартизованными. Речь, как правило, идет о том, чтобы оперативно синхронизовать те или иные производственные операции. Допустим, в определенной ситуации требуется остановить конвейер или срочно начать на нем новую операцию. Во всех этих случаях надо, чтобы управление оставалось адекватным. Подобных задач каждый день возникает великое множество. Сотрудники в данном случае могут использовать беспроводные устройства, а оптимизация интерфейса в данном случае конвертируется в задачу адекватного отображения пресловутых красной и зеленой кнопок. Может быть, ситуация утрирована, но в принципе идеология такова.

Вместе с тем некоторые представители машиностроительной отрасли, возможно, попытаются возразить, приводя в качестве аргумента тезис о том, что современные гибкие алгоритмы планирования могут предполагать более интеллектуальное участие цехового менеджмента в решении задач. Скажем, когда необходимо оперативно перепланировать маршруты прохождения отдельных производственных заказов в цехах. По моему убеждению, в случае возникновения таких задач больше усилий необходимо как раз вкладывать в систему управления производственными процессами, насыщая ее новыми функциями, а не сбрасывать сырые данные на планшет начальнику участка, предоставляя ему самостоятельно справляться с ситуацией.

Впрочем, для более интеллектуального использования персональных мобильных устройств на среднем уровне место все равно находится. Например, процессы контроля качества. В нашем производстве значительная часть деталей и узлов – номерные, и, таким образом, большинство узлов оказываются уникальным и хорошо прослеживаются по цепочке последовательных производственных операций. В такой ситуации анализ любой систематически возникающей проблемы обязательно должен привести нас к первопричине ее возникновения и соответственно к решению задачи. Такая проблема действительно, с одной стороны, интеллектуальная, с другой – в значительной мере именно цеховая. Поэтому для тех, кто ею занимается, интеллектуальные беспроводные устройства с полноценным графическим интерфейсом и интеллектуальными возможностями будут, скорее всего, востребованы.

Вообще же мы, наверное, отвлеклись от нашей основной темы, переключившись больше на мобильные устройства. Но хочу сказать, что по какому бы сценарию все ни развивалось, связь на основе Wi-Fi для целей цехового управления будет оставаться востребованной.

До сих пор, говоря о беспроводных коммуникациях, мы действительно имели в виду Wi-Fi. Но существуют, например, стандарты передачи данных различных поколений, которыми пользуются сотовые операторы, – 2G, 3G, 4G. Как вы относитесь к их применению в бизнесе?

Технологии передачи данных сотовых операторов, безусловно, востребованы. Причем, если 2G действительно можно считать устаревшей технологией, то 3G в целом отвечает многим потребностям сегодняшнего дня, а перспективность 4G корпоративный мир, возможно, еще не оценил. На технологиях, предоставляемых сегодня сотовым оператором, мы уже пытаемся строить резервную инфраструктуру, которую можно будет задействовать в случае отказа основных каналов связи.

Дело в том, что параметры непрерывности бизнеса в нашем случае должны быть несколько выше, чем те, которые предоставляют нам поставщики различного сервиса и оборудования. Поэтому на сети 3G в определенных ситуациях мы рассчитываем вполне серьезно.

Что касается 4G, то если практическое освоение рынком этой технологии пойдет нормально и все очевидные уже сегодня технические преимущества данного стандарта будут доступны, полный переход нашего предприятия на него также будет предметом к рассмотрению. Конечно, есть масса нюансов, но уже можно сделать акцент на нескольких принципиальных моментах, скорее касающихся сегодняшней ситуации вообще.

Во-первых, на многих предприятиях, и особенно в нашей сфере технологически насыщенного машиностроения, формируются фактически очень быстрорастущие потребности в надежных скоростных коммуникациях. Подразделения, занимающиеся технологической подготовкой производства или проектированием изделий, фактически в состоянии «освоить» канал связи любой пропускной способности. Да, проводные технологии тоже развиваются. Лет 15 назад пропускная способность Ehernet-сетей была 10 Мбит/с, а теперь уже 100 Гбит/c кажется вполне осязаемой перспективой. Все это хорошо, но поддержание инфраструктуры на современном уровне требует постоянных капитальных затрат. В подобной гонке очень хорошо иметь коммуникационный сервис, быть может, не самой высокой, но все же достаточной для корпоративных задач производительности и надежности (а 4G как раз вполне претендует на это), который бы одновременно обладал хорошими параметрами масштабируемости. Именно последние характеристики постепенно становятся для бизнеса ключевыми. В этом случае работа с сотовым оператором выстраивается как с аутсорсинговым провайдером бизнес-сервиса. При совместном развитии бизнеса производство берет на себя в основном операционные затраты (OPEX), оставляя провайдеру капитальные (CAPEX).

Кроме того, надо принимать во внимание и общие тенденции на рынке коммуникаций, и тут есть одна интересная особенность. Дело в том, что уже сегодня в условиях широкого распространения цифровых технологий можно говорить исключительно о передаче данных с конкретным содержанием. В том числе данных голосовых сообщений в реальном времени, а не собственно голоса. То, что мы сейчас работаем с голосовым трафиком, по сути, отдельно, – не более чем дань традиции, и думаю, что сами операторы сотовой (да и традиционной проводной) телефонии это прекрасно понимают. Потребителю может быть и безразлично, а вот для профессионалов, занимающихся технологиями коммуникаций в бизнесе, это принципиальный факт. Дело в том, что в новой ситуации мы можем говорить о выравнивании ситуации на рынке провайдерских услуг, и это очень позитивный момент. Он означает, что мы больше не работаем с сотовым оператором как с партнером из другого пространства коммуникационных сервисов, а скорее воспринимаем его как провайдера передачи данных, конкурирующего с другим, от которого, в конечном итоге мы получаем, скажем, услугу Wi-Fi. Они становятся гораздо более взаимозаменяемыми, их услуги можно легко комбинировать, что само по себе для заказчика – весьма положительный факт. Кроме того, появляются дополнительные рычаги давления на поставщиков, абсолютно корректные в цивилизованной конкурентной среде. Если, скажем, возникает вопрос голосовой связи, то сотовый оператор в ряде случаев уже перестает быть монополистом. В масштабах предприятия можно легко решить эту проблему, организовав голосовой трафик поверх Wi-Fi.

В такой ситуации операторы беспроводной связи, которых сегодня принято называть сотовыми, должны, очевидно, соответствовать требованиям серьезных корпоративных заказчиков в области качества сервиса и при этом все-таки предлагать некий комплексный набор информационных сервисов, с которым бизнесу работать все-таки комфортнее, чем с некой изолированной услугой. Что бы вы могли сказать по этому поводу?

Безусловно, тут мы должны иметь и проработанную структуру корпоративных соглашений, и развитую систему SLA, и промышленные решения проблем безопасности. Что касается комплексных услуг, то это, безусловно, понимают и сами операторы, хотя бы потому, что они явно движутся в направлении предложений инфраструктуры ЦОД. Как заказчик, мы можем признать перспективность комплексных предложений, правда, с некоторыми оговорками. По моему мнению, проблема создания комплексных предложений для рынка в целом слишком сложна даже для таких гигантов, как нынешние операторы связи. Сегодняшнее «ЦОДостроение» – очень высокотехнологичный бизнес, в котором компании, опережая друг друга, достигают все более впечатляющих успехов в области энергоэффективности. И лучшие практики достижения данного показателя (за счет приемов строительства, конфигурации оборудования, оптимального использования климатических или объектов традиционной и альтернативной энергетики) продолжают активно появляться и осваиваться. Поэтому сейчас построение и эксплуатация мощного конкурентного ЦОД – это самостоятельный бизнес, услугами которого тот же оператор будет пользоваться в режиме аутсорсинга. Но при этом на рынке беспроводных коммуникаций, конечно же, остается потребность в комплексных услугах.

Wi-Fi – и не только

Илья Асриян,
ведущий эксперт Siemens Enterprise Communications в России и СНГ

Сложные условия эксплуатации оборудования в производственных помещениях влияют на все виды инженерных решений. В нашем случае приходится использовать специфичные решения и при построении СКС, и при размещении активного сетевого оборудования, и при выборе типа коммуникационных систем, и при построении ЦОД. Помещения с огромной площадью и высотой потолков, обилие металлических конструкций и электрических установок большой мощности, пыль, влага и высокая температура не облегчают задачу построения системы качественной и надежной беспроводной связи. Я очень рекомендую начинать процесс внедрения беспроводных технологий на производстве с инженерно-экологической экспертизы объектов. Это может помочь избежать неприятных сюрпризов и непредвиденных затрат.

Многие наши заказчики выбирают специализированные решения стандарта Wi-Fi. Это прекрасная универсальная среда для передачи трафика любого типа. Однако не стоит забывать и о преимуществах конвергентных голосовых систем, поддерживающих DECT. Большая устойчивость к помехам, значительная удаленность базовой станции от коммутатора/контроллера, низкая стоимость мобильного телефона, длительное время работы аккумулятора, обилие трубок в защищенном исполнении и многие другие факторы склоняют большинство наших «промышленных» заказчиков использовать подобные системы.

Ни сантиметра без сетевого покрытия

Алексей Шалагинов,
директор по решениям подразделения по работе с корпоративными заказчиками Huawei Technologies

Беспроводные коммуникации – лишь сегмент корпоративной связи в целом, который может включать в себя все перечисленное в статье: беспроводной широкополосный доступ (БШД), передачу данных и голоса в единой IP-сети, облачные вычисления (Cloud Computing), которые в статье метко названы «ЦОДостроением».

Поэтому развивать корпоративную беспроводную связь следует не как «вещь в себе» а как часть корпоративной ИТ-системы. Голосовая связь действительно должна быть не сервисом «из другого коммуникационного пространства», а интегральной частью корпоративной ИТ-системы. В этом случае реализуется конвергенция сетей передачи данных и голоса. Отрасль связи общего пользования также к этому идет. В недалеком будущем телефония станет просто IP-сервисом поверх «умной битовой трубы» (Smart Pipe), в которую превратятся сети операторов связи.

И такое будущее уже приходит. Это «скайпоподобные» сервисы унифицированных коммуникаций (UC) для предприятий, при помощи которых легко организовывать не только обычные речевые соединения «точка–точка», но и видеоконференции с использованием дополнительных сервисов: «белая доска», совместная работа с документами, обмен виртуальными «записками», ну и, само собой, речевая связь. Собрать такую конференцию и обеспечить ее проведение с любого клиентского устройства достаточно легко. Пример реализации подобного функционала – системы eSpace компании Huawei. Аналогичные решения есть и у других ИКТ-вендоров.

Что же нужно, чтобы подобные системы заработали в полную силу в масштабах предприятия? Необходимо, конечно же, чтобы корпоративная сеть проникла во все уголки предприятия в географическом смысле этого слова. И здесь, несомненно, беспроводные коммуникации (а Wi-Fi прежде всего) будут играть решающую роль. Сейчас появились маршрутизаторы третьего поколения, сочетающие в себе практически все виды соединений: Ethernet UTP5, Wi-Fi, Bluetooth, 3G, PON… Такой маршрутизатор позволяет любому сотруднику постоянно быть в сети и использовать все ее сервисы, независимо от его местоположения в пределах покрытия сети.