Предприятия и учреждения, которые находятся в историческом центре большого города, функционируют в очень непростых условиях. И ИТ-инфрастуктуры неудобства эти касаются в полной мере. А преодоление возникающих сложностей часто представляет собой весьма непростую задачу. Целый комплекс проблем пришлось решать и в Национальном исследовательском университете «Высшая школа экономики» (НИУ ВШЭ). Выход был найден: применение мобильного ЦОДа. Эта тема и стала предметом нашего разговора с Олегом Щербаковым, директором по ИТ НИУ ВШЭ.

Intelligent Enterprise: Ка­кие информационные системы используются в НИУ ВШЭ? Насколько они критичны для поддержания работы вуза?

Олег Щербаков: Инфор­мационная среда в нашем университете очень разнообразна. Условно ее можно разделить на три основных сегмента: корпоративные ИС; системы, обеспечивающие прикладные и системные сервисы; локальные пользовательские информационные системы различных подраз­делений.

Что касается корпоративного сегмента, то на сегодняшний день у нас несколько десятков систем различного уровня сложности и с разным количеством пользователей. При этом костяк информационной инфраструктуры основан на интегрированном взаимодействии четырех крупных корпоративных информационных систем, обеспечивающих поддерж­ку учебных, образовательных, управленческих и административно-хозяйственных процессов. К слову, как раз основные серверы этих систем располагаются в переносимой серверной. Перечисленные системы в на­­стоящее время централизо­ва­ны и распространяются на филиалы. Интенсивно развиваются их функ­циональность и интеграционные связи между ними. По мере развития периодически приходится изменять конфигурацию системно-технической части ИС.

Если говорить об инфраструктурной локализации информационных систем и сервисов университета, то не все из них находятся внутри корпоративного контура. Например, портал НИУ ВШЭ www.hse.ru располагается во внешнем центре обработки данных, а электронная почта студентов — в облаке live@edu. Из-за большого количества интеграционных связей с сервисом live@edu мы неспешно планируем переход с него на Office 365. Почта сотрудников располагается внутри университета, переводить ее в облака пока не планируем.

Все системы активно используются, недоступность любой из них в течение часа в рабочее время создает большие проблемы для наших требовательных пользователей. Во внерабочее тоже. Мне иногда кажется, что наш университет никогда не спит, а выходных дней и празд­ников для многих коллег не существует.

Почему появилась идея построить ИТ-инфраструктуру на базе именно мобильного ЦОДа? Чем не устраивали традиционные решения, с одной стороны, и использование аутсорсинга или облаков, с другой?

Если говорить точнее, то мы хотели не построить, а встроить мобильный ЦОД в существующую ИТ-инфраструктуру, которая несколько больше.

В связи с реконструкцией территории кампуса «Покровка» потребовалось перенести оборудование одного из серверных помещений в другое место.

Основные аргументы «за» — это, во-первых, мобильность выбранного решения, а во-вторых, отсутствие в настоящий момент других пригодных площадей под размещение необходимого объема вычислительной техники и инженерных систем, расположенных в переносимой серверной. Мы самым внимательным образом рассматривали варианты переноса оборудования в разные дата-центры, но по комплексной стоимости аренды, каналов связи, сроков и рисков самого переноса и перенастройки информационных систем, а также по удобству обслуживания ни один них не был для нас оптимальным.

Использовался ли имеющийся опыт эксплуатации мобильных ЦОДов, и если да, то в какой степени? Были ли референс-визиты в компании, где применяют такое решение?

Своего опыта использования мобильного ЦОДа в НИУ ВШЭ до запуска решения на базе «Датериум-2» не было. Для нас этот подход можно назвать инновационным. В процессе подбора продукта, удовлетворяющего нас с точки зрения функциональных возможностей и цены мы так тщательно рассматривали самые разные решения мобильных ЦОДов, предлагаемые на рынке, их преимущества и особенности, что ездить куда-то для того чтобы просто посмотреть, не было необходимости. Мы выходили на прямой контакт с коллегами, которые эксплуатируют подобную технику, поэтому недостатка в информации не ощущалось.

Как проходил выбор решения? Почему вы остановились именно на мобильном ЦОДе от СИТРОНИКС ИТ?

Сложность состояла в том, что серверное помещение ВШЭ оказалось в первой очереди реконструируемого комплекса зданий. Для осуществления поэтапной реконструкции всего административно-учебного объекта потребовался перенос серверной на временную площадку без длительной остановки действующих информационных систем.

Рассмотрев имеющиеся решения, мы определили технические и ценовые критерии выбора. Подходящих платформ было несколько, а в приемлемом для нас ценовом диапазоне оказались только российские решения. Нам в любом случае нужно было дорабатывать промышленную платформу под собственные, несколько отличающиеся от базовых платформ требования. В результате перемещение крупного фрагмента ИТ-инфраструктуры с критичными бизнес-приложениями стало возможным благодаря мобильному комплексу «Датериум-2».

Как шли работы по проекту? Были ли в процессе какие-либо сложности или нештатные ситуации? О каких сложностях нужно говорить прежде всего — технических или организационных? И как они разрешались?

У компании-поставщика возникали некоторые трудности со сроками поставки необходимого оборудования, а также с отгрузкой готового изделия на площадку НИУ ВШЭ. Нужно отдать должное команде «СИТРОНИКС ИТ», они достойно выполнили все работы и оперативно погасили незначительные несоответствия с планом проекта. Все затруднения носили организационный характер, в том числе и с нашей стороны. Технических проблем не было. Площадка для установки контейнера была своевременно обеспечена необходимыми линиями связи и электропитания.

Есть ли резерв по масштабированию систем? Сколько времени предполагается их эксплуатировать?

Применительно к свободному месту в ЦОДе небольшой резерв есть, ограничение касается мощности электропитания. Ведь мы переводим в мобильный ЦОД оборудование, по мощности сравнимое с пределом его оптимального обеспечения инженерными коммуникациями. Мы не планируем в дальнейшем использовать ЦОД как масштабируемое решение, хотя платформа это позволяет. Будем работать с ним до тех пор, пока эффективность и стоимость его использования будет в плюсе по сравнению с новыми технологическими решениями и нашими постоянно растущими потребностями и возможностями.

Каковы планы на будущее?

Университет динамично развивается, и своевременность ИТ-поддержки для обеспечения управленческих и бизнес-за­дач для нас критически важна. Ис­­пользование мобильного ЦОДа в краткосрочной перспективе позволит ускорить развертывание, работать, не тратя время на бюрократические проволочки, конкурсы, переговоры. Через пару лет планируем использовать ЦОД для резервирования.

Мы ни в коем случае не отказываемся от идеологии облачных решений и аутсорсинга во всех ипостасях. Просто на данный момент стараемся выбирать решения оптимальные с учётом многих факторов, в том числе наличия уже существующих объектов ИТ-инфраструктуры и информационных систем и возможностей рынка.