Наш разговор с Кириллом Адальшиным, генеральным директором компании AP Trade, был посвящен специфике полиграфического бизнеса в нынешних непростых условиях и его поддержке со стороны ИТ.

Intelligent Enterprise. Как изменялся полиграфический бизнес за последнее время? В чем эти изменения проявлялись?

Кирилл Адальшин. Бизнес нашей типографии начинался с шелкографии, а затем постепенно мы расширили круг направлений за счёт цифровой и широкоформатной печати. Сейчас мы предлагаем заказчикам полный спектр полиграфических услуг, за исключением офсетного производства. Основу нашей клиентской базы составляют рекламные агентства и типографии, которые самостоятельно не могут выполнить определённые полиграфические заказы своих клиентов. Мы работаем преимущественно с такими компаниями; конечных заказчиков у нас почти нет, и мы не планируем их массовое привлечение. Наш бизнес стал активно развиваться, после того как мы открыли цифровое направление, ставшее для нас приоритетным сегментом. Современный полиграфический рынок насыщен услугами цифровой печати, и в производстве малых тиражей, необходимых для рекламных компаний, офсет пока не может с ней конкурировать. Однако сейчас мы наблюдаем тенденцию постепенного уменьшения среднего объёма тиражей, передаваемых в офсетные типографии, что достигается за счёт модернизации офсетного оборудования, автоматизации печатных процессов и применения технологии сборных тиражей. В связи с этим в будущем есть вероятность перехода части заказов из традиционно цифрового сегмента рынка в офсет. Тем не менее, важным преимуществом «цифры» остаётся поддержка недоступных для офсета материалов. Разумеется, это оказывает существенное влияние на развитие всего полиграфического рынка.

Какие изменения это накладывало на бизнес-модель типографий? Стало ли на этом рынке работать проще или сложнее?

Прежде всего, работать на полиграфическом рынке не становится проще, и рассчитывать на это в будущем также не следует. Если же говорить об изменениях в бизнес-стратегии типографий, в первую очередь они спровоцировали уменьшение стоимости услуг. При этом ассортимент продукции расширяется, поскольку клиентам выгоднее заказывать всё в одном месте, даже если цена оказывается немного выше, чем у конкурентов. Следуя этим трендам, мы предлагаем рынку самый широкий спектр полиграфических услуг. Среди них особое место занимают разнообразные виды послепечатной обработки (конгревное тиснение, УФ-лакирование и т.п.), без которых объём нашего производства мог бы существенно сократиться.

Ещё одна важная тенденция – растущие требования рынка к сокращению сроков исполнения заказов. В этих условиях типографиям приходится максимально увеличивать скорость работы, автоматизируя производственные процессы за счёт оптимизации трудозатрат и системы обработки заказов. В частности, могут внедряться решения, автоматически рассылающие клиентам электронные оповещения о статусе заказа в режиме реального времени. Важную роль при этом играет и установка более мощного и производительного печатного и финишного оборудования, работа которого требует минимального вмешательства операторов.

Насколько этот рынок конкурентный? Что надо делать, чтобы удерживать клиентов и приобретать новых?

Сейчас на полиграфическом рынке наблюдается жёсткая конкурентная борьба, и со временем она не ослабевает. Типографиям приходится внимательно следить за последними событиями в отрасли и запусками нового оборудования. Рынок не стоит на месте, и укрепление позиций на нём напрямую зависит от оперативного внедрения инновационных решений и технологий, которые позволяют снижать сроки и стоимость исполнения заказов.

Кроме того, эффективный инструмент удержания клиентов – формирование хорошей репутации на рынке. Наша компания ориентируется на рекламные агентства и типографии, для которых очень важны такие факторы, как оперативность работы, выдающееся качество и минимальная стоимость полиграфических услуг. Разумеется, невыполнение этих требований привело бы к оттоку клиентов, поэтому мы стараемся точно следовать пожеланиям заказчиков и постоянно отслеживать ситуацию на рынке, чтобы успешно вести конкурентную борьбу. Важно отметить, что ассортимент полиграфических услуг является для клиентов столь же приоритетным критерием отбора, как качество, сроки и стоимость продукции. При этом большое значение имеют чётко отлаженные механизмы производства, отсутствие сбоев и простоев. Само собой, качественная и стабильная работа компании помогает не только удерживать существующих, но и привлекать новых клиентов, поскольку именно рекомендации внутри профессионального сообщества часто становятся определяющим фактором выбора типографии.

Мощным стимулом развития отрасли являются не только растущие требования рынка к таким показателям, как стоимость, ассортимент и скорость предоставления услуг, но и широкий спрос на нестандартные решения. В этих условиях дополнительный приток заказов нам помогает обеспечить установка самого современного оборудования, способного производить новые, ранее недоступные для наших клиентов виды продукции.

Каковы особенности автоматизации вашего бизнеса? Какие классы и функции бизнес-приложений наиболее востребованы и почему?

Можно выделить два основных направления автоматизации. Первое – автоматизация производственных процессов, которая осуществляется путём внедрения оборудования, сокращающего трудозатраты и воздействие человеческого фактора при исполнении заказов. Второе направление – интеграция программных продуктов, которые отслеживают состояние заказов с помощью системы мониторинга и позволяют клиентам получать подробную информацию об их статусе в режиме онлайн. Внедрение подобных решений помогает непрерывно контролировать состояние заказа на каждом этапе, а значит оптимизировать как производство полиграфической продукции, так и работу компании в целом. К тому же для клиентов большое значение имеет возможность своевременно узнавать о стоимости, сроках выполнения, степени готовности и других характеристиках заказа. Улучшение клиентского сервиса за счёт электронного мониторинга таких показателей является для типографий хорошим инструментом развития бизнеса, не требующим привлечения дополнительных человеческих ресурсов.

Выбор оборудования для печати. Насколько он сложен? Как определить срок его эксплуатации? Есть ли разница с «тяжелыми» офисными принтерами?

Выбор полиграфического оборудования – непростая задача, поскольку его ассортимент на рынке очень широк. Пожалуй, ключевыми критериями при решении этого вопроса являются надёжность машины и сервисное предложение. Когда мы выбираем новое оборудование, мы всегда уделяем самое пристальное внимание таким факторам, как техническое обслуживание, тип и наличие расходных материалов, поскольку они напрямую влияют на стабильность работы. При этом любая машина промышленного класса должна окупаться в течение трёх лет. Если этого не происходит, значит был сделан неправильный выбор.

На рынке представлено множество промышленных цифровых машин, которые могут производить широкий ассортимент продукции в самые короткие сроки, и есть развитый сегмент «тяжёлых» офисных принтеров, которые могут использоваться для решения простых задач в небольших типографиях. Однако ни одна офисная машина не способна в полной мере удовлетворить требования рынка коммерческой полиграфии к объёму и возможностям печати, поэтому такие решения можно рассматривать только на начальном этапе развития бизнеса.

Когда перед нами стояла задача выбора цифрового печатного оборудования, мы сразу ориентировались на флагманские решения, которые отвечают всем потребностям заказчиков и обладают самой высокой производительностью. Поэтому в 2009 году мы установили первую в России полноцветную систему Xerox iGen 4, а в 2013 году, когда нам потребовались новые производственные мощности, приобрели первую в нашей стране ЦПМ Xerox iGen 150. Эти машины были выбраны как самые современные, мощные и технологичные решения, которые нам подошли по стабильности работы и качеству сервисного предложения.

Промышленная система Xerox iGen 150 стала «визитной карточкой» типографии и основой нашего цифрового направления, и к тому же она смогла гарантировать, что выполнение заказов будет продолжаться в обычном режиме даже в случае постоя одной из машин. Кроме того, наша ЦПМ Xerox iGen 150 поддерживает внушительный диапазон материалов (включая пластик, стикеры, плёнку и виниловые магниты) и удлинённый формат, позволяющий экономить на бумаге и обрабатывать больше нестандартных заказов. Таким образом, наши клиенты не ограничены в выборе материалов для печати, идёт ли речь о кальке, лайнере или гофрокоробе. Вместе с тем почти каждый поступающий к нам заказ требует нестандартного подхода к печати и послепечатной обработке. В частности, мы нередко применяем конгревное тиснение и УФ-лакирование, чтобы придать продукции более привлекательный вид. При этом мы не испытываем трудностей с нанесением УФ-лака на отпечатки, сделанные на Xerox iGen 150, в то время как другие машины далеко не всегда обладают таким преимуществом.

Планы на будущее. Как выйти из зоны турбулентности с минимальными потерями?

Сейчас цифровые типографии работают в зоне не самой высокой рентабельности. Сложившаяся рыночная ситуация оказывает определённое влияние на покупательную способность игроков полиграфического рынка. Многие компании откладывают расширение производственной базы и ждут более благоприятной обстановки для приобретения новых машин. В то же время не следует называть это кризисными явлениями. Многие компании с оптимизмом смотрят в ближайшее будущее и готовятся к росту заказов в предновогодний сезон высоких продаж. Хотелось бы отметить, что негативные рыночные тенденции не затронули на сегодняшний день многих игроков полиграфической отрасли. В их число входит и наша типография. Даже несмотря на то что некоторые направления нашего бизнеса в последнее время показали заметный спад, мы не ощущаем сильного влияния экономической нестабильности благодаря активному развитию других сегментов.

Даже кризис 2008-2009 года имел ряд положительных последствий для цифровых типографий, к которым перешла часть офсетных тиражей. Это было связано с тем, что заказчики стремились экономить, а офсетная печать ещё не позволяла оперативно выпускать продукцию по низкой стоимости. Однако сейчас переориентация полиграфического бизнеса может не привести к тому же эффекту, поскольку офсет за счёт внедрения новейших технологий становится оправданным для всё более коротких тиражей. В этих условиях укрепить сегмент цифровой печати поможет более гибкая политика ценообразования в области технического обслуживания и расходных материалов для цифрового оборудования.