Александр Алексеевич Бойко, председатель совета директоров компании B2B-Center, рассказывает о факторах устойчивости ИТ-компании к различным проблемам, возникающим на рынке. 

Intelligent Enterprise: Номер журнала, в котором предполагается опубликовать наше с вами интервью, будет посвящен защите. Этот термин можно трактовать расширительно. Скажем, насколько устойчива фирма по отношению к форс-мажорным событиям самого разного свойства. Это ведь тоже защита, не правда ли?

Александр Бойко: В нашей стране главным источником форс-мажоров является законотворчество. Мы все время находимся «в тонусе» и ожидании новых законодательных актов.

В свое время мы стали пионерами в сфере электронных торгов. Прежде такого бизнеса в нашей стране не существовало. А сейчас регулировать отрасль хотят практически все. В том числе госкорпорации и правительство. Поэтому больше всего хочется сказать: «Вы нам не помогайте! Просто не надо мешать!»

Мы создавали и развивали этот бизнес. Кому как не нам знать, как он устроен? А у нас получается, что внезапно приходит откуда-то человек и говорит: «Я лучше вас знаю эту сферу, сейчас напишу критерии отбора площадок, которые смогут работать в закупках». Почему этот человек должен придумывать такие правила, а не сами игроки рынка?

Если рассматривать это как риски для бизнеса, то наша защита состоит в том, чтобы придумывать легальные способы выживать в этой среде. Если бы государство шло по пути советов и рекомендаций, а не законодательного регулирования, было бы куда лучше.

А можно ли предвидеть, в каком направлении будет развиваться законодательство?

Инициативы достаточно предсказуемы. Нас все время пытаются поставить под контроль. Мы не против регулирования, но государство должно советоваться с бизнесом, помогать ему развиваться, а не придумывать новые барьеры.

На протяжении последних пяти лет были только запреты и ограничения. Например, Антимонопольное ведомство выступает за ограничение числа электронных торговых площадок, работающих в сфере госзакупок и закупок государственных компаний. Как можно развивать конкуренцию, ограничивая число игроков на рынке? Неужели это борьба с монополией? Ситуация, скорее всего, в ближайшее время не изменится.

Выход только один: надо использовать стремление людей из бизнеса брать на себя ответственность. В сущности, именно на этом построено саморегулирование. Например, оно успешно реализовано в отрасли электронных площадок, с помощью которых реализуется банкротное имущество. Игроки рынка объединены саморегулируемой организацией и сами несут ответственность за развитие отрасли. Бизнес готов брать на себя такую задачу, но государство не хочет терять рычаги воздействия на него.

Ну что же, с государством вроде бы понятно. Однако, что, во взаимоотношениях с конкурентами тишь да гладь? Никаких проблем? Неужели все уж так сосредоточены на проблемах с государственным регулированием?

Конкуренция, конечно же, есть. Если ее не будет, то это уже не бизнес. Но в нашей отрасли сложилась нормальная ситуация с «правильной» конкуренцией. Недавно у нас прошла встреча, в которой участвовали представители сорока трех компаний — операторов площадок, проводящих торговые процедуры в рамках Закона № 223-ФЗ. Все мы являемся конкурентами, но это не помешало нам обсудить волнующие всех вопросы. Наверное, нас объединяет то, о чем сейчас говорилось.

Ну да, можно сказать, что постоянное давление со стороны государства оказывает на бизнес консолидирующее воздействие. В таких условиях должны, наверное, формироваться какие-то объединения, союзы?

Мы уже давно предлагаем поделиться своими знаниями, умениями с другими компаниями, работающими на нашем рынке. Это позволит создать единую информационную среду.

B2B-Center готов поделиться своим продуктом с небольшими компаниями, у которых уже есть клиенты, но не хватает возможностей развиваться.

Мы говорим им: «Вы будет зарабатывать столько же, возможно, даже больше. Убеждайте своих клиентов работать в этой среде».

Есть, конечно, и компании побольше, у которых есть своя разработанная среда и много клиентов… Но объединение с небольшими компаниями принесет пользу всем.

А наоборот не бывает, чтобы кто-то предложил вам воспользоваться их продуктом?

К нам с такими предложениями не приходят. Мы все-таки крупная компания, многие заказчики работают на нашем продукте, который им нравится и соответствует всем требованиям. Наоборот, мы сейчас активно ищем партнеров в Китае и Индии, чтобы расширить рынок и создать пространство электронной торговли с общими правилами. Но, если мы увидим, что у кого-то есть хорошие наработки и, объединив усилия, мы добьемся больших успехов, то с удовольствием сделаем это.

И велика ли очередь потенциальных партнеров?

Особого энтузиазма наше предложение не вызывает. У нас всего один случай, когда человек начал работать, как наш агент. Он понял, что таким образом заработает больше.

А в чем причина?

Наверное, вера в себя у людей. Некоторое время назад мы пытались купить одну компанию, которая тоже присутствует на рынке. Тогда они говорили, что разрабатывают новый продукт, который будет лучше нашего и поможет выйти на новый уровень самостоятельно. Два года я их спрашивал, когда же они появятся?

Потом они сделали свой продукт, проработали год и поняли, что грандиозного успеха не достигли. Оказывается, дело не только в продукте. Но к этому времени мы уже утратили интерес к сделке.

А может быть это стремление к автономности? Ведь один из важнейших побудительных мотивов для человека начать свой бизнес — это стремление быть самостоятельным. Государство ладно, оно воспринимается как неизбежное явление природы, но чтобы уж кроме него — никакого начальства.

Но ведь это не вопрос о начальниках. Мы не говорим потенциальным партнерам, что будем управлять ими. Форма соглашения может быть разной: лицензионное или партнерское соглашение.

Да, но человек начинает думать о том, что теперь ему придется «играть» не по тем правилам, которые он себе придумывает, а по каким-то чужим.

Возможно, так оно и есть. Но мы вполне можем вместе выработать общие правила, приемлемые друг для друга. На основе нашего опыта работы с обширной клиентской базой мы предлагаем наиболее подходящие для рынка правила. Но люди не идут. И я не очень понимаю почему? Если бы мы знали причину, то постарались бы ее устранить.

Ну, бывают причины неустранимые. Например, человеческая психология.

Возможно, вы правы. Человек видит, что ему будет комфортно и сытно. И начинает подозревать, что за всем этим кроется какой-то обман. Некоторые нам регулярно говорят: «На торговой площадке наверняка есть какие-то подстроенные выигрыши и махинации!» — «С чего вы это взяли, приведите хотя бы один пример!» — «А-а, все воруют!».

Хотя есть еще один нюанс. В свое время мы принесли в нашу страну идею, что на торговой площадке должна присутствовать процедура. Тендеры, аукционы должны проходить в регламентированной среде и все это прописано в определенных правилах. Это родимое пятно нашей электронной торговли.

Но не каждая компания заинтересована разбираться во всем этом. Возможно она хочет просто и выгодно купить нужный товар. Это особенно характерно для малого и среднего бизнеса, где хозяин сам себе генеральный директор. В такой ситуации сочинять для себя положение о закупках просто глупо.

Мы сейчас готовим к выпуску продукт, который является B2B-магазином. Пользователь получит возможность сравнивать предложения разных фирм по многим параметрам, а также проводить их простые закупки без сложных процедур.

И в этой ситуации появляются публикации о том, что площадка alibaba.com намеревается начать работать в России именно в формате B2B. А мы в свою очередь пытаемся выйти на сотрудничество с китайскими площадками.

Выход на российский рынок глобальной компании «Алибаба» с ее финансовыми ресурсами может оказаться риском для нашего нового продукта. Они намерены впустить в Россию дешевые китайские товары.

В общем-то это нормально. На нашем рынке есть нехватка таких товаров, достаточно дорогих в производстве. Здесь китайцы могут весьма успешно конкурировать с нами.

Но мне кажется, учитывая наш опыт и их возможности, правильнее было бы наладить партнерские отношения. Такое объединение могло бы принести синергетический эффект. Тем более, что многие товары на их площадках не конкурирует с нашими. Средний чек у «Алибабы» — это сотни долларов, у нас же средний чек закупки на площадке — более 200 тыс. долларов.

Мы тоже стремимся на рынок, где закупается малый и средний бизнес, но до уровня в сотни долларов никогда не дойдем. Желаемый результат — средний чек в размере десятков тысяч долларов.

Это что же, получается, что «Алибаба» приходит сюда, где у нее и прямых конкурентов нет? А, например, «Озон»?

«Озон» — это совсем другая история. «Алибаба» берет тем, что у них феерически огромное количество поставщиков. Если в России зарегистрировано около 1,5 млн компаний, из которых без малого 900 тыс реально работающих, то в Китае зарегистрировано 15 млн.

Понятно. Давайте, однако, вернемся к тому, с чего начали. Мы начали разговор с безопасности в большом, но не могли бы вы немного рассказать о безопасности так сказать в малом — хищение информации, DDoS-атаки и пр.

В начале нашей деятельности мы действительно страдали от DoS-атак. Но теперь сорвать торги стало практически невозможно.

Информацию мы, конечно, защищаем. Но следует учесть, что «время жизни» нашей информации не слишком продолжительно. Она быстро устаревает. Оперативно взломать систему нельзя, а взламывать долго не имеет смысла. Мы стараемся идти в ногу со временем, следим за новинками в этой области.

Есть у нас и своя специфика. Одна из задач — оградить наших клиентов от недобросовестных поставщиков. Мы регистрируем в своей системе отнюдь не всех, кто этого хочет. Сначала мы проверяем потенциального участника торгов по базе данных. Заявок на регистрацию у нас около 0,5 млн, а участников всего 220 тыс. Ведь у нас все процедуры юридически значимы. Мы не можем позволить себе роскошь обслуживать сомнительных участников торгов.

Разумеется, мы не можем гарантировать честность всех компаний, но по крайней мере гарантируем, что они реально существуют. Для проверки также используется электронная подпись.

Ну и наверняка у вас есть какой-нибудь «черный список» для ненадежных партнеров?

Никакого особого списка нет. Партнеров, замеченных в некорректном поведении, мы немедленно исключаем из числа участников торгов. Эти компании остаются в базе данных со всеми реквизитами, но запись снабжается соответствующей пометкой, так что повторная регистрация практически невозможна. А держать фирму на площадке, брать с нее за это деньги и оповещать всех, что она ненадежна, мы не хотим.

Большое спасибо!