Две трети материалов очередного номера CRN EP/RE посвящены такой горячей теме, как электронная коммерция. Мы знаем, что объем российского рынка электронной коммерции не то в тысячу, не то в десять тысяч раз меньше общемирового. Мы знаем и то, что электронная коммерция в России раскручивается «шиворот-навыворот» — направление B2B, которое обязано развиваться опережающими темпами, у нас почти не выражено. А направление B2C, которое у нас проявляется хоть в каком-то виде, сковано малочисленностью российского Интернет-населения, его низкой платежеспособностью, недоверием к «виртуальным» услугам, неразвитостью платежных систем, проблемой безопасности транзакций, отсутствием законодательной базы по безопасности электронной коммерции и осуществлению электронных платежей...

Но мы видим перспективу. И пока теоретики спорят о том, можно ли считать продажу товаров и услуг через Интернет с наличной оплатой курьеру электронным бизнесом, практики уже зарабатывают на этом деньги. Кучка оригиналов, которые два-три года назад «баловалась» заказами книг с Amazon.com, выросла в компактную, но уже заметную армию реальных клиентов, которые покупают продукты в XXL, компакт-диски — в CDRU, книги — в «Книгах России», а услуги сотовой связи оплачивают через систему «Телебанк». Все новые и новые компании заявляют о себе, как поставщики товаров и услуг через Интернет.

Сегодня в рубрике «Проекты» вы найдете два «образцовых» обзора о вхождении в электронную коммерцию совсем не компьютерных компаний — нефтяной («BP ”на линии”») и строительной («Производитель кирпичей погружается в электронную торговлю»). Другие статьи рубрики, как обычно, посвящены интересным отечественным проектам («Kodak и Robertson&Blums помогают друг другу», «Сеть для Таможенной Академии», «Внедрение Baan IV в ОАО ”Нижфарм”», «В хоккей играют настоящие партнеры»).

Полностью отданы теме электронной коммерции рубрики «Рынок» и «Перспектива» — два российских («Электронный бизнес: особенности национальной концепции» и «Интернет-проекты в России: от хобби к бизнесу») и два иностранных («Следующий шаг: интеграция электронной торговли» и «Web-киоски объединят электронные сервисы с функциями обычных магазинов») «рыночных» обзора, статья о зарубежной рознице в Интернете («Крупная розница делает первые шаги в электронном бизнесе») и материал о первом в России полном решении для телебанкинга («Система ”Телебанк”: оставайтесь с нами!»).

Еще об e-commerce: особенно симптоматичны последние новости. Недавний альянс компаний ComputerAge, L@SP и RuSET называется eSolution (http://www.e-solution.ru), а аналогичный новый проект компании «ТерраЛинк» — eSolutions.ru (http://www.e-solutions.ru)! Программное заявление eSolution звучит так: «eSolution предлагает комбинацию опыта и инструментов для внедрения электронных решений: профессионалов, готовых разработать приложения и решения для интеграции существующей ИТ инфраструктуры с Интернетом; процессы, которые могут быть успешно внедрены как с технической стороны, так и со стороны бизнеса; партнеров в лице лидеров мировой компьютерной индустрии, предлагающих новейшие продукты и богатейший опыт в области электронного бизнеса; платформы, которые предоставляют возможность внедрять системы электронного бизнеса независимо от используемой операционной системы; путь к успеху, лучшей демонстрацией которого будет множество реализованных проектов и удовлетворенных потребителей». А вот основные положения платформы eSolutions.ru: «Для обеспечения вашего успеха мы предлагаем комплексный подход, состоящий из пяти этапов: eStrategy — мы разработаем точный план достижения ваших целей: будь то увеличение объемов продаж или доли рынка, повышение эффективности бизнес процессов или же просто создание вашего имиджа; eMarketing — мы подготовим и реализуем планы для осуществления обеих задач; eDevelopment — наши специально разработанные приложения и признанные технологии обеспечат вашей Интернет-стратегии надежность, масштабируемость, значимость, необходимый дизайн и функциональность; eMaintenance — мы предоставим вам стратегию и ресурсы, необходимые для роста ваших инвестиций посредством регулярного обновления Интернет решений и их содержания; eValuation — мы сравним результаты вашего Интернет-решения с исходно поставленными задачами и определим, когда и как необходимо осуществить усовершенствования и внедрение новых технологий»...

Главное здесь в том, что уже есть поставщики комплексных решений для электронного бизнеса. Систему электронной коммерции, как и любую другую систему, теперь можно заказать. Надеемся, что это хорошая новость — во всяком случае для тех, для кого это еще новость...

Приятного чтения!

Редакция CRN EP/RE