В 2000 году сеть АЗС, принадлежащая “Татойл-сервис”, насчитывала менее 20 заправок, что позволяло управлять движением нефтепродуктов практически “вручную”. Однако с увеличением числа АЗС (сейчас их 89) увеличился и объем данных, связанных с учетом их работы. Кроме того, обострилась конкуренция на рынке дистрибуции нефтепродуктов. Все это привело топ-менеджмент компании к пониманию необходимости построения единой КИС.

На данный момент “Татойл-сервис” уже более года работает в едином информационном пространстве, созданном на основе системы управления “Парус”. "Основным источником данных для принятия управленческих решений на нашем предприятии являлось ПО БЭСТ", — говорит главный бухгалтер “Татойл-сервиса”, Елена Бузаева. "Однако эта система не устраивала нас по многим параметрам. Достаточно сказать, что бухгалтерии приходилось работать в две смены, так как требуемое количество рабочих мест превышало возможности системы. Поэтому вопрос о выборе новой системы стоял более чем остро".

В результате была выбрана система "Парус". Проект длился около года, причем система внедрялась силами специалистов корпорации "Парус", то есть “под ключ”.

На сегодняшний день решена задача оперативного сбора информации о деятельности АЗС. Оперативные сведения по основному виду бизнеса (объемы поступившего и проданного топлива, остатки в резервуарах, оплата по видам топлива) и по сопутствующему сервису (продажа товаров и услуг) поступают по сотовым модемам с заправок в офис “Татойл-сервис” в автоматическом режиме. Оперативное получение и обработка информации с АЗС реализованы за счет объединения АСУТП АЗС “БУК TS-G” (разработка компании ”Нефтепродукттехника”) и модуля “Паруса” — “Розничная торговля нефтепродуктами”. Совместное решение позволяет управлять технологическими процессами на АЗС, собирать базы данных с АЗС на коммуникационный сервер, находящийся в офисе “Татойл-сервиса”, конвертировать базы данных и интегрировать их в систему “Парус”, собирать и проверять сменные отчеты с автозаправочных станций.

Ежедневно из АЗС в группу учета реализации поступает информация об объемах проданного топлива, сопутствующих товаров и услуг. С помощью системы можно увидеть построчно каждую отгрузку, сведения о количестве отпущенной клиенту продукции в разбивке по видам оплаты и данные об остатках.

Возможность получения оперативной информации с АЗС привела к изменениям в работе диспетчерской службы, а именно позволила ей сосредоточиться на решении ключевой задачи — эффективном управлении движением машин, которые осуществляют круглосуточную поставку топлива на АЗС. По словам Андрея Ляхова, начальника отдела ИТ "Татойл-сервис", до автоматизации сбор информации по телефону занимал семь-восемь часов. Теперь количество звонков снизилось в четыре раза, и диспетчерская служба стала заниматься своей непосредственной работой — контролем доставки нефтепродуктов.

В “Парус” ежемесячно поступает информация из процессингового центра, где консолидируются данные о продажах нефтепродуктов клиентам “Татойл-сервис” по топливным картам. Система позволила в автоматическом режиме готовить документы по отпуску нефтепродуктов в разрезе клиентов, по эксплуатирующим организациям, которые отпускают топливо, и по видам топлива с указанием скидки. В рамках проекта был автоматизирован и учет деятельности “Татойл-сервиса” по реконструкции и строительству АЗС. Сейчас планируется реализовать в системе процесс бюджетирования и финансового планирования, а также внедрить модуль системы “Парус” — “Управление деловыми процессами”. Предстоит также добавить раздел, который позволит консолидировать данные еженедельного мониторинга цен на рынке АЗС и объемные показатели розничных продаж, чтобы можно было принимать оперативные решения по изменению розничных отпускных цен на нефтепродукты.