Третья конференция корпорации "Парус" "Практика внедрения информационных систем в России"получилась очень живой. Среди докладчиков были представители различных отраслей. Замечательно остры и конкретны были вопросы из зала, на которые часто и докладчики не знали ответов.

Каждый из выступающих начинал свое выступление с краткой характеристики своей компании, и удивительно похожи были эти рассказы. "Предприятие возникло десятилетия назад, последние лет десять автоматизировалось силами собственной ИТ-службы, которая по мере сил решала частные задачи учета. Потом пришли новые собственники, бизнес пошел, все закрутилось, конкуренция в отрасли растет, нужны внешние рынки. Нужно навести порядок, по крайней мере уточнить все запасы, нужно всю систему управления перестраивать, нужно вновь приобретаемые компании как-то подключать к общей ИС, нужно…" Нужно кардинально изменить очень многое. Меняется весь подход к бизнесу, и вместе с ним меняется жизнь информационных систем. А вот денег на это дают не очень много. В таких условиях каждый берется за самую "горячую", неотложную свою задачу.

"Новочеркасская ГРЭС", одна из крупнейших тепловых станций в стране, в первую очередь занялась ремонтами. Был создан единый каталог оборудования, в котором собраны данных о технических характеристиках оборудования, параметрах его текущего состояния, датах ввода в эксплуатацию, нормах затрат времени и ресурсов на ремонт и техническое обслуживание. На этом основании автоматически формируются планы и графики работ, сметы. Наглядно можно оценить выполнение плана, реальную стоимость работ.

Для "Сибур - Русские шины" самое главное -- автоматизация сбыта. Пилотный проект реализован в центральном офисе и филиале на Волжском шинном заводе. Автоматизирован складской учет, планирование отгрузок, ценообразование. Консолидация отгрузок производится в режиме реального времени. Предполагается тиражировать решение на остальные восемь заводов и оптовые склады.

На Томском электромеханическом заводе им. В.В. Вахрушева основное - организация четкого позаказного производства. Автоматизирован процесс продажи с момента оформления заказа потребителем до оперативного учета движения и отслеживания остатков продукции на складах, действительно стало можно управлять циклом движения ТМЦ. На 2005 год ставится задача автоматизировать планирование производства, обслуживание и ремонт оборудования.

Еще один серьезный клиент "Паруса" - СУЭК. Бизнес СУЭК очень быстро растет, скупаются все доступные активы. Это ставит непростые задачи перед ИТ-системой. С некоторых угольных разрезов оказывается проще доставлять данные на дискетах, чем организовывать какие-то более современные схемы обмена данными. Первоочередной задачей были создание прозрачной системы закупок товарно-материальных ценностей и услуг, контроль исполнения бюджета закупок и планирования, учет движения денежных средств. В результате внедрения удалось добиться сокращения числа поставщиков в три раза и поставляемых позиций на 25%. Руководители высшего и среднего звена могут в режиме реального времени получать информацию о товарно-денежных потоках, контролировать размеры дебиторско-кредиторской задолженности. Появилась информация о сроках платежей по каждой поставке материально-технических ресурсов, о фактическом выполнении заказов.

Однако, слушая это поневоле напрашивался извечный вопрос: "Успешные внедрения - на трибуне. А что, в зале все остальные?" Из личных бесед с пользователями было ясно, что еще очень многое в продукте "Паруса", так же как и в подавляющем большинстве любых продуктов любых вендоров, оставляет желать лучшего и большего. Это пожелания, эти потребности, конечно, собираются и учитываются производителем. Но ведь подобные конференции могли бы стать и более эффективным средством совершенствования, причем для самих заказчиков, а не для организаторов.