Обработку телекоммуникационного трафика выполняет софт-свич система Aloe MVTS II, в которой есть хороший встроенный набор отчетности, позволяющий получить детальные данные по трафику. Но при значительном росте объема трафика при построении комплексных отчетов сильно увеличивается нагрузка на сервер, выполняющий обработку запросов. В итоге было принято решение внедрить систему бизнес-аналитики.

В максимальной степени требованиям, предъявляемым Brilliant Telecom, соответствовала система бизнес-анализа QlikView. Наряду с QlikView также рассматривались другие системы, но большинство из них имело сложную модульную систему, уступало QlikView в скорости работы, и чаще всего были значительно дороже.

В качестве партнера по внедрению QlikView была выбрана Группа компаний Optima, которая предложила реализацию пилотного проекта. В рамках пилота предполагалось построение демо-системы, реализующей до 50% требуемой функциональности и демонстрирующей необходимый уровень производительности на тестовых данных. И подготовка демо-системы была выполнена всего за три дня! Демо-система работала с реальными данными и включала начальный набор отчетов, позволяющих сравнить данные из биллинговой системы MVTS II и из QlikView. Все требования по производительности, средствам импорта данных, построению модели данных, средствам разработки отчетов, точности расчетов и другим параметрам были подтверждены на 100%. По итогам демо-испытаний в течение месяца проектная команда Brilliant Telecom более детально изучала функциональность системы и разрабатывала окончательное ТЗ.

Весь набор нужных отчетов был разработан достаточно быстро, так как был заранее известен и прошел только адаптацию под интерфейс и функциональные возможности QlikView. При этом все было сделано на основе уже имеющейся демо-системы. А самыми сложными задачами проекта были создание модели данных в QlikView и разработка схемы загрузки данных. Прежде чем была достигнута окончательная схема модели и загрузки данных, она прошла три итерации разработки и тестирования в режиме максимально приближенном к промышленному. После того, как были достигнуты требуемые условия по производительности и объему базы данных в оперативной памяти сервера, система QlikView была запущена в промышленную эксплуатацию. В рамках проекта интеграция QlikView была выполнена не только с системой MVTS II, но и с финансовой системой MS Dynamics NAV и системой управления тарифами Price Master (собственная разработка).

По итогам проекта можно с уверенностью сказать, что инвестиции в QlikView окупились. Как минимум это связано с тем, что решение на базе QlikView позволило компании переломить тренд, характерный для VoIP-рынка. Таким трендом в работе VoIP-операторов является снижение маржинальности при увеличении количества клиентов и объема терминируемого трафика. Внедрение решения на основе QlikView позволило не только сохранить имевшийся уровень маржи, но и повысить его за счет более эффективного поиска работающих и более маржинальных направлений у поставщиков, гибкого последующего управления маршрутизацией трафика, применение методов прогнозирования и сравнительного анализа.