В условиях недостатка профессиональных кадров в экономике, который связан, в частности, с «демографической ямой» 1990-х годов, крайне важно, чтобы российская система профессионального высшего образования готовила достаточное количество специалистов по наиболее востребованным в экономике специальностям. Государственное регулирование в этой области осуществляется через ежегодное утверждение Министерством контрольных цифр приема и распределение их между вузами. От достоверности этих цифр, которые отражают государственный заказ на подготовку специалистов, зависит, будут ли поступающие востребованы после окончания вуза, и будут ли в перспективе обеспечены квалифицированными кадрами российские компании и предприятия.

Формирование контрольных цифр приема, которое осуществляет Минобрнауки России, является важной стратегической задачей, и должно быть увязано с планами экономического развития субъектов федерации и государства в целом, с состоянием и перспективами различных отраслей экономики и социально-демографической ситуацией в стране.

Для поддержки процесса формирования контрольных цифр приема в Минобрнауки России была создана Экспертно-аналитическая система прогнозирования потребностей в профессиональном кадровом обеспечении социально-экономического развития Российской Федерации. Конкурс на разработку системы выиграла компания IBS — одна из ведущих российских ИТ-компаний, крупнейший разработчик аналитических систем и решений для сферы образования в России.

Система, разработанная специалистами IBS, позволяет проводить экспертизу и анализ потребности экономики РФ и субъектов РФ в специалистах разного профиля, а также анализировать соответствие структуры подготовки специалистов прогнозу потребности в кадрах различных отраслей экономики.

Ядром системы являются созданные экспертами IBS 83 региональных динамических модели социально-экономического развития, которые позволяют определить структуру потребности экономики в кадрах на среднесрочную и долгосрочную перспективу. Эти модели, в свою очередь, агрегируются на федеральном уровне. В результате моделирование развития страны происходит в единой модели социально-экономического развития РФ. Такой подход позволяет рассчитать будущую потребность экономики в кадрах различного профессионального профиля по каждому субъекту отдельно и по Российской Федерации в целом. Эти расчетные данные затем становятся основой для формирования утверждаемых Минобрнауки России контрольных цифр приема в вузы по всей стране в текущем году.

В экспертно-аналитической системе реализованы механизмы сценарного анализа. Система позволяет анализировать различные сценарии развития экономики — основной сценарий (базовый), оптимистический, консервативный и др., и таким образом вырабатывать наиболее актуальные решения о необходимости развития системы образования в стране. Математические модели и методики, заложенные в основу системы, прошли многоэтапную экспертизу в научном сообществе и в Минобрнауки России. С технологической точки зрения, система, созданная специалистами IBS, представляет собой уникальную программную разработку. Модели реализованы в среде Any Logic. Система предоставляет специалистам Министерства возможность осуществить доступ к исходным статистическим и прогнозным данным, анализ и сценарное моделирование, процесс согласования прогнозных цифр через веб-интерфейс на специализированном портале.

Система прошла апробацию в процессе формирования контрольных цифр приема для 2012-2013 учебного года.

Использование достоверной и научно обоснованной методики анализа ситуации в системе образования с применением социально-экономического моделирования позволит привести структуру подготовки профессиональных кадров в соответствие с потребностями рынка труда, понизить уровень безработицы и повысить доступность необходимых кадров для бизнеса и государства.