В управлении Росреестра по Республике Татарстан электронный документооборот с платформы IBM Notes/Domino (ранее Lotus) перенесен на платформу СПО JBoss. Проект выполнен казанской компанией «Интерфейс», партнером «Логики бизнеса».

В ноябре 2014 года казанская компания «Интерфейс» запустила в промышленную эксплуатацию систему электронного документооборота на свободном программном обеспечении — «Логика СЭД. Госуправление» на платформе JBoss — в управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) по Республике Татарстан. К системе подключено 1200 пользователей, в том числе в удаленных отделах, расположенных в 44 районах республики.

С 2005 года в Росреестре по РТ использовалась система документооборота «Логика СЭД» на платформе Lotus от IBM (б. «БОСС-Референт»). С ее помощью были автоматизированы все сферы деятельности государственной организации: как базовые функции делопроизводства и документооборота (до уровня безбумажного документооборота), так и более 20 дополнительных деловых процессов. Именно в этом заключалась сложность замены старой СЭД на новую систему.

Решение о переходе на свободное программное обеспечение было принято руководством Управления ИТ в конце 2013 года в целях исполнения распоряжения Правительства РФ № 2299-р «О переходе федеральных органов исполнительной власти на использование свободного программного обеспечения до 2015 года».

По результатам открытого аукциона исполнителем работ стала компания «Интерфейс». В качестве основы для построения новой централизованной СЭД было выбрано решение «Логика СЭД. Госуправление» от компании «Логика бизнеса» (ГК «АйТи»). Это решение реализовано с помощью технологий JAVA на основе JBoss Portal — открытого портального решения от компании Red Hat.

Важной задачей при создании централизованной СЭД была конвертация данных из баз Lotus. Для этой цели были разработаны уникальные инструменты, которые позволили перенести все данные в формат централизованной СЭД, сохранив все взаимосвязи документов. Была также реализована межсистемная синхронизация данных, которая обеспечила непрерывность процессов обработки документации. Специально разработанный механизм позволял, в случае необходимости, произвести откат к предыдущей системе с возможностью обработки текущих документов. В результате всех этих мер миграция данных прошла оперативно и плавно.

Серьезным этапом проекта стала интеграция с системой электронного документооборота центрального аппарата Росреестра в Москве. Интеграционный модуль позволяет осуществлять обмен входящими и исходящими документами, письмами граждан и организаций, а также поручениями в формате, поддерживаемом СЭД центрального аппарата с использованием электронно-цифровой подписи. Проведена интеграция и с системой электронного документооборота подведомственного учреждения ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» по РТ в части обмена поручениями, входящей и исходящей документацией.

Выполнена интеграция с программным комплексом «Мобильный кабинет руководителя», применяемым в управлении по РТ, а также в центральном аппарате Росреестра в целях оперативного рассмотрения и визирования документов руководством. При этом интеграционные механизмы позволяют использовать как Windows, так и iOS-версию мобильного кабинета.

Кроме того, реализована интеграция с программным комплексом ПК ИС «ЕГРП», применяемом в управлении по РТ. В новую СЭД встроен функционал по регистрации ускорений без дублирующих операций в ПК ИС «ЕГРП». Этот же функционал позволяет территориальным отделам регистрировать ускорения с возможностью отправки на рассмотрение в ПК «Мобильный кабинет руководителя» через отдел общего обеспечения.

«При создании новой системы электронного документооборота, конечно, присутствовал и человеческий фактор, но за счет открытости решения были разработаны привычные для сотрудников управления по РТ интерфейсы (они привыкли работать через web-браузеры Internet Explorer 10 и Mozilla Firefox 29), — комментирует Роман Петров, технический директор компании „Интерфейс“. — Для быстроты освоения системы ключевые пользователи сначала выполняли тестовые задания по специально разработанным инструкциям. Потом провели очное обучение сотрудников центрального аппарата управления работе в системе. А удаленные пользователи освоили новую систему с помощью дистанционного обучения».

«Централизованная web-архитектура СЭД на СПО-платформе JBoss позволит в перспективе снизить совокупную стоимость владения системой, т. е. увеличить экономию бюджета управления по РТ, — отмечает заместитель руководителя управления Росреестра по Республике Татарстан по информационным технологиям Алексей Слесаренко. — За счет централизации администрирования снизится трудоемкость эксплуатации системы, возрастет эффективность управления СЭД. Таким образом, в ближайшее время управление по РТ получит как технологическую, так и экономическую выгоду».

В рамках развития системы планируется осуществить интеграцию новой СЭД со специфическими модулями, используемыми в управлении по РТ: модулем «Регистрация уведомлений о приостановлениях и отказах в государственной регистрации», модулем «Материалы государственного фонда данных, полученных в результате проведения землеустройства», журналом учета заседаний СРО, журналом учета заседаний отдела правового обеспечения, книгой жалоб и предложений.