Корпорация Oracle опубликовала результаты второго этапа исследования, направленного на изучение вовлеченности сотрудников компаний в рабочий процесс. Результаты исследования, проводившегося в Западной Европе, показывают, что HR-службы могут взять на себя руководящую роль в повышении вовлечености персонала и продемонстрировать высшему руководству преимущества работы в таком коллективе.

В рамках исследования Oracle Simply Talent: A Western European Perspective были опрошены 250 руководителей, принимающих решения по HR в крупных западноевропейский компаниях.

Результаты показали, что 95% опрошенных работодателей признают вовлеченность персонала стратегически важной для бизнеса. Большинство респондентов заявили, что она положительно влияет на взаимодействие между командами (65%), помогает повысить эффективность компании (61%) и способствует улучшению обслуживания клиентов (60%).

Вместе с тем, исследование свидетельствует, что текущие процессы в организациях не оптимизированы для стимулирования вовлеченности. Так, 68% компаний оценивают ее уровень с помощью традиционного анкетирования сотрудников и лишь 37% компаний применяют для этих целей современные аналитические технологии.

Как следствие, 31% работодателей сообщают о трудности измерения прямого влияния вовлеченности сотрудников на результаты бизнеса, и почти такая же доля респондентов (30%) признает, что сложно количественно посчитать выгоды от вовлеченности.

Несмотря на решающую роль в оценке и анализе вовлеченности, HR-службы в компаниях в настоящее время не являются инициаторами вовлечения персонала в работу. В ответ на вопрос, кто в компании оказывает наибольшее влияние в этой области, лишь 10% респондентов назвали HR-специалистов — в сравнении с 34% респондентов, которые назвали линейных менеджеров (руководителей структурных подразделений компании), и 28%, которые назвали высшее руководство.

Эти данные в целом совпадают с результатами первого этапа исследования Oracle Simply Talent: A Western European Perspective, которые свидетельствуют о сравнительно скромной роли HR-служб в повышении вовлеченности персонала. На первом этапе исследования, в ходе которого были опрошены 1500 сотрудников крупных западноевропейских организаций, лишь 3% респондентов отметили ведущую роль HR-служб в вовлечение персонала.

«Сотрудники — это первая линия работы с клиентами, это лицо компании и наглядное, осязаемое воплощение всего, что представляет собой ее бизнес. Именно поэтому понимание и, что более важно, улучшение вовлеченности персонала в рабочий процесс становится абсолютным приоритетом для любого из сегодняшних успешных лидеров, — подчеркнул Лоик Ле Гиске (Loic Le Guisquet), президент Oracle по странам EMEA и Азиатско-тихоокеанского региона. — Необходимо выработать более скрупулезную стратегию вовлечения сотрудников, и важнейшую роль в ее реализации должен играть HR-департамент. У современных HR-подразделений есть доступ к инструментам анализа данных, которые позволяют эффективно измерять уровень вовлеченности персонала, количественно оценивать потенциальное влияние этого показателя на результаты бизнеса и предоставлять соответствующую информацию членам совета директоров для принятия стратегических решений. Таким образом, HR-менеджеры оказываются в самом центре бизнеса своей компании, управляя стратегией вовлеченности сотрудников для достижения целей роста».

Несмотря на то, что работодатели заявляют о ведущей роли линейных менеджеров в вовлечении персонала, сами сотрудники считают основной причиной недостаточной вовлеченности в рабочий процесс именно низкий уровень обратной связи со стороны руководства. Это следует из сравнения последних данных, полученных Oracle в ходе опроса работодателей, с результатами первого этапа исследования, изучавшего мнения сотрудников компаний.

Подавляющее большинство работодателей (90%) признают, что сильные руководители эффективно повышают производительность сотрудников; при этом 34% респондентов утверждают, что наибольшее влияние на вовлечение сотрудников оказывают линейные менеджеры — больше, чем руководители любого другого подразделения предприятия.

Эти показатели перекликаются с мнением сотрудников: почти треть из них отмечает, что хороший руководитель вовлекает в рабочий процесс, а 41% респондентов называют низкий уровень взаимодействия с руководителем главной и единственной причиной своей слабой вовлеченности. В то же время, только 13% опрошенных работодателей считают качественный линейный менеджмент наиболее важным интструментом, с помощью которого сотрудники могут почувствовать себя более вовлеченными в работу.

Тем не менее, в некоторых областях приоритеты работодателей и сотрудников совпадают:

• 58% работодателей признают лидерство отдельных сотрудников в вовлечении своих коллег, и эту оценку разделяют 53% опрошенных сотрудников.

• 52% работодателей считают, что командная работа, взаимодействие и сотрудничество положительно влияют на вовлеченность, такой же точки зрения придерживаются 53% сотрудников.

• 54% работодателей уверены, что оптимальный баланс между работой и личной жизнью позволяет работникам чувствовать себя активно вовлеченными в работу, с этим согласны 50% опрошенных сотрудников.

Лоик Ле Гиске заключает: «Эти результаты показывают, что все понимают ответственность линейных менеджеров за повышение вовлеченности персонала, а также важность взаимодействия руководителя и сотрудников, однако компании не развивают управленческие функции в этом направлении. Учитывая изменения на рынке труда и растущий спрос на молодых специалистов поколения Y, очень важно, чтобы HR-менеджеры создавали культуру вовлечения внутри организаций, ориентируясь на линейных менеджеров как ключевых проводников перемен».

В исследовании Oracle отмечается, что лишь малая доля опрошенных работодателей видят, что новейшие цифровые и мобильные технологии, передовые HR-инструменты и социальные сети могут вносить непосредственный вклад в улучшение вовлеченности персонала.

При этом работодатели понимают важность и стараются эффективно задействовать эти современные технологии. Так, 48% опрошенных работодателей считают, что обеспечение здоровой, безопасной и удобной рабочей среды повышает эффективность сотрудников, 45% работодателей отдают предпочтение гибкому рабочему графику, а 48% респондентов считают решающим фактором предоставление сотрудникам возможности обучения, повышения квалификации и профессионального развития.

И все же лишь 15% работодателей наиболее важным фактором для роста вовлеченности считают применение новейших цифровых и мобильных технологий, и всего 3% респондентов — возможность использования сотрудниками в своей работе социальных платформ.

Валерий Лановенко, Вице-президент Oracle по странам СНГ добавляет: «Новейшие цифровые и мобильные технологии, инструменты для коллективной работы играют существенную роль в инициативах, которые позволяют сотрудникам чувствовать себя более вовлеченными в работу. Тем не менее, эти технологии сами по себе не управляют вовлеченностью. Для того, чтобы эти передовые инструменты были эффективны, они должны стать частью бизнес-процессов. И это позволит линейным менеджерам и сотрудникам применять их в обычной ежедневной работе — будь то оценка эффективности персонала, найм нового, социальные взамодействия или мобильный доступ к карточкам учета рабочего времени».