Управление информационных сервисов торговой сети «Спортмастер» и российская ИТ-компания CUSTIS успешно завершили проект «Кросс-докинг в точках входа», направленный на оптимизацию доставки товара от поставщиков через федеральные распределительные центры на региональные склады. Расчеты, проведенные технологическим департаментом «Спортмастера», показали, что применение технологии кросс-докинга на внешней цепи поставок позволит заметно увеличить производительность федерального распределительного центра за счет уменьшения суммарного трафика коробов с товаром по конвейерным линиям и сократить трудозатраты по их обработке.

Кросс-докинг (от англ. cross — напрямую, пересекать, dock — док, погрузочная платформа, стыковка) — это приемка, распределение и отгрузка товара через промежуточный склад без размещения в зоне долговременного хранения. Этот процесс исключает часть логистических операций, экономит время и сокращает издержки. Однако на практике организация кросс-докинга, особенно на продолжительном цикле заказа и транспортировки, связана с рядом сложностей. Например, неточное определение потребности в товаре на региональном складе может привести к избыточным остаткам и, как следствие, к дополнительным затратам на организацию перераспределения. Кроме того, в ряде случаев поставщик не может напрямую отправить партии товара на региональные склады (возможные причины — недостаточное количество товара для выполнения требования поставщика по минимальной партии, неоптимальная по времени и (или) стоимости цепочка доставки). В таких ситуациях традиционный кросс-докинг не целесообразен.

Для решения этих нетривиальных задач специалисты «Спортмастера» и CUSTIS выработали следующий подход: заключение о том, какой объем товара будет оприходован и размещен для хранения, а какой — отправлен на региональный склад по кросс-докингу, теперь выносится непосредственно перед поступлением товара в федеральный распределительный центр. ИТ-система в автоматическом режиме принимает решение с учетом всей оперативной информации, а также текущей и плановой потребности региональных складов в товаре.

Благодаря данному подходу оптимальный способ обработки каждой партии товара в круглосуточном режиме определяется всего за несколько часов до ее поступления в федеральный распределительный центр: перед прибытием транспортного средства в систему управления складом передается задание на обработку конкретной партии. Распределение товарных потоков происходит полностью автоматически благодаря интеграции с системами управления товарным запасом (включая первичное распределение товара, allocation plan), трейсинга товара и транспорта, а также управления складом.

Основной результат проекта — сокращение в федеральных распределительных центрах объема трудозатратных операций по размещению и отбору товаров в местах хранения. Теперь на складах появилась возможность обрабатывать товар без приемки в зону коробочного и палетного хранения, что, в свою очередь, привело:

* к сокращению трудозатрат по приемке, размещению на хранение и отбору товара для региональных складов;

* снижению суммарного трафика коробов по конвейеру;

* уменьшению потребности в емкости зоны коробочного и палетного хранения;

* сокращению времени между поступлением и отгрузкой товара для региональных складов;

* увеличению пропускной способности логистической системы.

После запуска системы на федеральном распределительном центре ритейлера в Московском регионе более 17% коробов для пополнения региональных складов начали обрабатываться по новой технологии. Сейчас данный подход применяется во всех распределительных центрах торговой сети, через которые происходит снабжение региональных складов «Спортмастера» в России.

Александр Скиндерев, директор Департамента разработки и внедрения услуг Управления информационных сервисов компании «Спортмастер» подтверждает: «Реализованный совместно с компанией CUSTIS проект „Кросс-докинг в точках входа“ позволил более эффективно пополнять региональные склады. Теперь решения по обработке поставок выносятся на основе актуальных данных и в онлайн-режиме. Это особенно важно в период пиковых нагрузок при смене сезонных коллекций. Благодаря новому подходу сократились затраты на складские операции и увеличилась производительность федеральных распределительных центров. Проект по повышению эффективности логистики был успешно реализован с нашими ИТ-партнерами в заданный срок».