В начале 2011г. закончится срок действия лицензий на систему Windows и прикладные программы, полученных школами в рамках проекта «Первая помощь» за счет федерального бюджета. Региональным департаментам образования России предстоит сделать выбор: либо самостоятельно платить за проприетарное ПО, либо переходить на свободное. Иных вариантов не будет.

Если бы в подобной ситуации школы оказались года три тому назад, то их решение было бы очень предсказуемо. Наверное, уже сейчас местные власти выискивали бы в местных бюджетах деньги на массовую закупку Windows. Но с тех пор многое изменилось. В 2008 г. проходил пилотный проект по внедрению СПО в учебные заведения, а в 2009‑м запущен портал технической поддержки и организовано обучение учителей основам работы в Linux.

Исторический экскурс

Еще до начала пилотного внедрения отдельные осторожные члены СПО‑сообщества были настроены весьма пессимистично. И причины этому, честно говоря, были.

Скептики совершенно справедливо утверждали, что отечественный СПО-бизнес и СПО‑сообщество для такого масштабного проекта банально не созрели. Разбирающихся в Linux специалистов мало, особенно в регионах. Представительств ведущих отечественных Linux-компаний очень мало, если таковые вообще есть. Ресурсов (в смысле — денег) тоже маловато. В общем, очень маленький бизнес для того, чтобы сразу замахиваться аж на всю систему образования.

Конечно, государство как инвестор и организатор могло бы сильно поспособствовать продвижению СПО. Но уж очень все это ненадежно, поскольку тут экономика сильно разбавлена политикой.

Впрочем, несмотря на такие прогнозы, пилотный проект прошел достаточно успешно. Учителя трех регионов страны познакомились с Linux, смогли испытать его на практике и, судя по всему, остались довольны. Даже противники СПО превратились в его поклонников — пример пермского преподавателя информатики Марии Зильберман очень показателен. До пилотного проекта она считала, что Linux в школе не приживется — Windows и удобней, и привычней. Однако уже через год она стала победителем конкурса «Код свободы» с практикумом по компьютерной графике на базе свободного векторного графического редактора Inkscape.

Правда, впоследствии выяснилось, что в действительности все обстоит не так радужно, как казалось. Во-первых, практически сразу же после завершения пилотного проекта разразился скандал — выяснилось, что до финиша дошли не все стартовавшие разработчики, а только один.

Остальные почему‑то были сняты с дистанции. Причем кое‑кто об этом вообще узнал только после финиша. Компания «Армада», главный исполнитель пилотного проекта, не дала этому никаких официальных объяснений.

Во-вторых, обещанные полмиллиарда рублей на внедрение СПО во все школы страны государство так и не выделило: кризис. Поэтому и внедрение как таковое запланировано не было.

Концепция изменилась. Вместо внедрения СПО появилась свобода выбора для учебных заве­дений.

Но государство все же решило, что нужно немного уравнять шансы, и оплатило обучение работников школ и создание специализированного портала технической поддержки свободных решений. Правда, и тут не обошлось без сюрпризов — конкурс был объявлен буквально в конце прошлого года, и на все работы исполнитель получил пару месяцев.

К тому же компании «АйТи», которая на этот раз выиграла конкурс, пришлось в срочном порядке (и за свой счет) устранять некоторые «перегибы» предыдущего этапа, в результате которых школам был предложен один-единственный дистрибутив системы Linux. Поэтому‑то и появился расширенный репозиторий, в который вошли другие решения, уже используемые в учебных заведениях.

О деньгах

Забудем временно о высокой риторике — о поднятии индустрии с колен, об обеспечении школьникам и учителям доступа к исходному тексту всех программ и т.п. Обратимся к более земному предмету — к деньгам. Тем более что есть подозрение: именно он волнует российские школы в первую очередь.

На сегодняшний день школы получили два вполне конкретных предложения, одно от компании Microsoft, другое — от компании «Альт Линукс».

Microsoft предлагает неделимый базовый пакет ПО — ОС, офисные приложения и лицензии для клиентского доступа к серверным продуктам. Стоить все это богатство будет 8 долл. за одно рабочее место. Если еще и расширенный пакет, куда дополнительно войдет серверная ОС. Он обойдется учебным заведениям в 14 долл. в год за каждый компьютер и 22 долл. со всего учебного заведения. Правда, тут есть нюанс. Предложение действительно, если его примут все школы ре­гиона.

Дистрибутив компании «Альт Линукс» можно загрузить с сайта совершенно бесплатно. А вот за коробочную с годовым контрактом на техподдержку надо будет заплатить 3500руб. Стоимость технической поддержки для компьютеров образовательного учреждения — 150  руб. в год за одно рабочее место.

Вроде бы тут даже сравнивать смешно. Свободное предложение значительно выгоднее проприетарного. Но все далеко не так линейно, как кажется на первый взгляд.

Что бы ни говорили о дружелюбии Linux, вряд ли школы запросто смогут обойтись без очной технической поддержки. Иными словами, первое время надо, чтобы в случае чего кто‑нибудь пришел и показал, как решить возникшую проблему.

А для этого нужны не столько деньги, сколько развитый СПО‑сектор ИТ-рынка на местах. Если небольшие компьютерные фирмы и фирмочки будут заинтересованы в продвижении СПО на региональные рынки, то помочь школам они уж как‑нибудь смогут.

Однако если принять во внимание цены, озвученные СПО-компанией, а также не очень высокую популярность Linux, то трудно поверить в особый интерес местного бизнеса к этой теме. И вполне возможно, что, заплатив небольшие деньги, школы получат не качественное рабочее окружение с мощной системой поддержки, а большую головную боль.

Наверняка Microsoft это понимает. И местные органы образования понимают, что Microsoft понимает. Поэтому пока предлагают брать Windows по 8 долл., надо брать. А то ведь продавец и передумать может, когда обстоятельства изменятся.

С другой стороны, вполне возможно, что оптимальная схема лицензирования школьного ПО в конкретном районе вообще не предусматривает закупки проприетарных решений по специальным ценам. Может быть, лучше приобрести несколько «обычных» бессрочных лицензий на Windows и сопутствующие приложения (например, антивирусы) для рабочих станций, которые по ряду причин невозможно перевести на СПО. А на остальные компьютеры поставить Linux.

А если вспомнить, что во многих школах уже были поставлены (в частности, в рамках известной Президентской программы) компьютеры с OEM-Windows, то грамотное их перераспределение в пределах района может свести необходимость дополнительных расходов к нулю. Разумеется, для этого учебные заведения должны быть готовы поделиться со своими менее удачливыми соседями.

Минус государство

Как было сказано выше, никакого внедрения СПО во все школы страны госконтрактом не предусмотрено. Государство, как смогло, уравняло шансы игроков, и дальше они будут сами добиваться успеха.

Разумеется, определенная часть СПО‑со­общества осталась недовольна таким решением государства. Мол, власть бросила наш маленький, но очень патриотичный бизнес на съедение зарубежному гиганту. А заодно и обрекла нашу систему образования на то, чтобы постоянно платить ему дань в виде лицензионных отчислений.

Однако крайняя степень пессимизма тут вряд ли уместна. Как, впрочем, и прямо противоположная точка зрения.

Вероятнее всего, рынок программ для образования будет как‑то поделен. Часть школ предпочтет сохранить верность компании Microsoft, а часть перейдет на Linux. Причем определять пропорции будет поведение компаний, заинтересованных во внедрении СПО, поскольку именно они в данном случае являются «темной лошадкой».

Как мы уже выяснили, хороший ход у них есть. Правда, тут есть известный нюанс — чтобы сделать этот ход, у СПО-бизнеса должны быть сильные позиции в регионах. Ведь именно местным компаниям сподручнее убеждать школы оптимизировать лицензионные затраты путем использования СПО там, где это возможно.

А это очень непросто, поскольку ведущие Linux-компании так и не смогли выработать бизнес-модель, привлекательную для небольших ИТ-фирм. Впрочем, время для этого еще есть.