Когда предприятие приобретает новое мощное оборудование, аппаратура, которая использовалась ранее, высвобождается и может пригодиться при построении резерв­ного центра обработки данных. Но чтобы получить действительно отказоустойчивое решение, необходимо серьезно нарастить сетевую инфраструктуру.

«Сильвинит» — крупнейший российский горно-промышленный комплекс по добыче и производству калийных удобрений и различных видов солей, правопреемник основанного в 1934 году Соликамского калийного комбината, исторически первого предприятия отрасли в нашей стране. По условиям производства структура комплекса распределенная, подразделения (их около тридцати) находятся на значительном удалении друг от друга. Между ними организованы современные коммуникационные каналы с применением волоконно-оптических линий связи (и частично радиодоступа), на основе которых построена единая корпоративная сеть; серверы крупных подразделений (рудоуправлений, шахтостроительного управления, промышленного порта, управления железнодорожного транспорта) также синхронизируются с центральными по протоколу Fibre Channel (в рамках SAN-сети).

Развитие корпоративной информационной системы требовало модернизации вычислительного оборудования, при этом в имевшуюся довольно тесную серверную комнату новая техника не поместилась бы. Одно наложилось на другое, и в итоге было принято решение оборудовать современный центр обработки данных (ЦОД) в новом помещении большой площади. В конце 2005 года началось проектирование, а затем строительство здания, в котором в 2006-м разместился новый ЦОД.
Проект по созданию ЦОДа вела компания «Оптима-интеграция». «Они спроектировали системы безопасности, кондиционирования, пожаротушения, — рассказывает заместитель начальника ОАСУП "Сильвинита" Алексей Белкин, — совместно с нами выбрали вычислительную аппаратуру, оборудование резервного копирования и т. п., а по окончании строительных работ провели монтаж и настройку компьютерной техники».

После перехода в ЦОД старое оборудование, согласно проекту, превращалось в резервное. Расстояние между двумя зданиями — около 500 м, так что предприятие получало полноценное отказоустойчивое решение.

«Сетевая часть проекта фактически заключалась в установке второго центрального маршрутизирующего коммутатора и настройке оборудования таким образом, чтобы при обрыве одной из линий или отказе одного из центральных коммутаторов все крупные подразделения могли продолжать свою деятельность», — поясняет Алексей Белкин. Предварительно это потребовало со стороны «Сильвинита» большого объема подготовительных работ по прокладке оптических кабелей. Для подключения подразделений к ЦОДу были построены новые линии связи, причем в соответствии с правилами построения отказоустойчивых сетей они прошли другими маршрутами, нежели существовавшие ранее (которые стали резервными). Старая серверная и ЦОД также соединены между собой двумя коммуникационными каналами с несовпадающими маршрутами.

Построенные каналы были подведены к новому центральному маршрутизирующему коммутатору Cisco Catalyst 6506E, после чего инженеры компании «Оптима-интеграция» инсталлировали в сети «Сильвинита» систему управления активным оборудованием Cisco, провели инвентаризацию имеющейся аппаратуры, настроили и зарегистрировали в системе все устройства. «Это была большая работа, — рассказывает заместитель директора по производству компании «Оптима-интреграция» Петр Барсуков, — поскольку речь шла примерно о сотне единиц оборудования».

Так как горно-промышленный комплекс работает 24 часа в сутки и 365 дней в году, модернизация и перенастройка сети велись на фоне производственного процесса и не должны были его нарушать. Чтобы этого добиться, был составлен и разослан по всем подразделениям график планируемых остановок сети; в тех случаях, когда подразделение не могло принять какой-то срок, оно предлагало альтернативные варианты. «После того, как все было согласовано, — говорит Петр Барсуков, — мы сформировали общий план мероприятий, рассчитанный на две недели. Он получился очень плотным: чтобы успеть, и нам, и сотрудникам ИТ-отдела "Сильвинита" приходилось работать по 12—14 часов в сутки».

Требовалось практически полностью поменять IP-адресацию, что повлекло полную перенастройку всего активного оборудования. Хотя и был составлен подробный план работ, в процессе реализации проекта периодически возникали различные ситуации, связанные с функционированием корпоративной сети, которые следовало оперативно устранять, чтобы минимизировать помехи в рабочем процессе. «Очень помогло то, что на предприятии есть свой центр компетенции, — считает Петр Барсуков. — Пользователи звонили в службу поддержки, и если заявки были связаны с работой сети, то они передавались непосредственно нам. Благодаря этому мы смогли сократить время отладки в несколько раз. Отдельно я хотел бы отметить слаженную работу всей ИТ-службы ОАО "Сильвинит" и в частности инженера Дмитрия Сорокоумова, с которым мы и выполняли отладку».

В том, что резервные каналы действительно автоматически включаются при отказе основных, инженеры могли убедиться еще в процессе работ: оборвалась связь, однако этого никто не заметил, пока система управления не выдала информацию, что соединение отказало и произведено переключение.

В рамках модернизации сети специалисты компании «Оптима-интеграция» установили также систему безопасности на основе межсетевых экранов Cisco ASA 5520. Эти устройства обеспечивают выход в Интернет, а также защищенный доступ к корпоративной сети предприятия по VPN-каналам.

В настоящее время ведутся работы по модернизации сети радиодоступа — по радиоканалам в «Сильвините» обеспечивается доступ в корпоративную сеть для сравнительно небольших филиалов компании, а крупные подразделения используют их в качестве резервных. В новой беспроводной сети будет усилена система информационной безопасности, в частности, предполагается шифрование данных.

Что касается проблемы отказоустойчивости, то ИТ-служба «Сильвинита» намерена сконфигурировать серверное оборудование таким образом, чтобы получился распределённый кластер с узлами в разных зданиях. «Это обеспечит непрерывность работы даже в случае полного отключения всего оборудования в ЦОДе,» — резюмирует Алексей Белкин.