Возможность организации проектной деятельности, обсуждения рабочих проблем в режиме онлайн и групповой работы над электронными документами не менее актуальна для корпоративного обучения, чем для других сфер деятельности. Корпоративные университеты, внутриорганизационные центры знаний и подготовки кадров в России стали создаваться не так давно. Одним из первых на российском рынке ещё в 2001 году появилось НОУ «Корпоративный университет “Северсталь”».

Для совместной работы сотрудников университета необходима информационная среда, с одной стороны, поддерживающая механизмы обучения и хранения документов, а с другой — позволяющая решать организационные и методические вопросы образовательного процесса. Такую единую информационную среду, объединяющую «Северсталь» и корпоративный университет, начали создавать практически сразу после его основания — осенью 2002 года. В задачи проекта, подрядчиком которого выступила компания «Концерн Информационных Технологий», входили развертывание и настройка ИС, построение инфраструктуры управления и обмена корпоративными знаниями, введение единого стандарта работы с электронными документами в корпоративном университете «Северсталь». Руководитель центра информационных технологий университета Сергей Останкин рассказал, что созданная у них информационная система была первым в России решением с подобной функ­циональностью.

Аппаратное обеспечение реализовано на базе серверов IBM xSeries и pSeries. В качестве центрального компонента корпоративной ИС используются продукты коллективной работы на платформе IBM Lotus, обеспечивающие работу приложений Lotus Notes и Web-приложений. Для автоматизации и информационной поддержки совме­стной работы в корпоративном университете используются программные продукты:

  • Lotus Notes/Domino — электронная почта, управление контентом сайтов, планирование ресурсов, справочник пользователей, система сопровождения каталога пользователей, базы документов внутреннего назначения;
  • Lotus QuickPlace — организация виртуальных интернет‑сообществ. Виртуальные сообщества задействованы в обучающем процессе, но при этом позволяют взаимодействовать и с поставщиками дистанционных курсов;
  • Lotus Sametime — для пользования системой мгновенных сообщений, поиска коллег, если те находятся в режиме онлайн, рассылки мгновенных уведомлений группам, Web-обсуждений;
  • Lotus Domino Document Manager — программный продукт для управления документами на основе распределенной Web-архитектуры. Решение используется как электронное хранилище. Эти библиотеки хранят значительное количество документов и материалов, накопленных за восемь лет работы организации;
  • Lotus WorkPlace Collaborative Learning — как платформа системы дистанционного обучения.

С помощью этих средств решается задача организационного обеспечения образовательного процесса — адаптация закупаемых дистанционных курсов, формирование учебных групп и пакета дистанционных курсов. Взаимодействие сотрудников университета с приглашенными преподавателями, как российскими, так и иностранными, поддерживается через систему виртуальных форумов, участники которых всегда могут получить информацию по учебным курсам и организационно-методическим вопросам. Единая среда позволяет совместно использовать информацию группам сотрудников, объединенных совместными проектами, независимо от их месторасположения.

С помощью механизмов групповой работы проводится экспертиза вновь поступивших учебных курсов: прежде чем использовать новый курс в системе, ИТ‑специалисты и методологи центра дистанционных технологий проверяют его на наличие ошибок и технических проблем.

«За семь лет существования корпоративный университет и поддерживающие его работу ИТ-инструменты стали привычными в “Северстали”, постоянно используемой частью повседневного рабочего процесса, — говорит Сергей Останкин. — У организации, активно использующей информационные технологии, несомненно есть трудности при эксплуатации системы, связаные с человеческим и техническим факторами. От пользователей требуются навыки работы с интернет-ресурсами и с самими программными продуктами. Технические проблемы в последнее время сильно зависят от качества каналов связи у некоторых компаний, в основном находящихся далеко от центра России, что не позволяет им в полной мере использовать функциональность ИС корпоративного университета».