В 2007 году на Магнитогорском металлургическом комбинате был запущен проект модернизации корпоративной почтовой системы. Прежняя, на базе Sendmail, полностью исчерпала все резервы для развития и перестала удовлетворять потребностям компании. В частности, в ней невозможно было обеспечить доступность и сохранность потовых сообщений в соответствии с современными требованиями.

В качестве программной платформы для корпоративной системы электронной почты была выбрана Microsoft Exchange 2007. Она работает на blade-серверах HP, в качестве системы хранения данных были использованы дисковые массивы EMC Clariion. При этом аппаратные средства расположены на двух площадках, основной и резервной.

Данная система при выходе на проектную мощность была призвана обслуживать до 8000 пользователей в головной компании и филиалах. При этом общий объем сообщений составляет порядка 500 тысяч в сутки, размер почтового ящика – от 200 Мбайт до 1 Гбайта, а срок хранения почтовых сообщений установлен в 7 лет.

Обеспечение этих требований было невозможно без надежной системы архивирования почтовых сообщений, так что ее создание стало важной составной частью проекта модернизации почтовой системы на ММК. «В ходе подготовки комплексного проекта по модернизации почтовой системы в компании была выявлена безусловная необходимость внедрения решения по архивации корпоративной почты, поскольку объем централизованного хранилища электронных сообщений при удовлетворении требования по срокам хранения составлял десятки терабайт и не мог быть целиком размещен в почтовой системе» – так прокомментировал необходимость создания подсистемы Вадим Феоктистов, Начальник Управления корпоративных разработок ММК.

Основные требования к системе архивирования почтовых сообщений были следующими:

  • Выполнение общих корпоративных требований по хранению информации и доступу к ней. Индивидуальные почтовые сообщения каждого сотрудника являются частью общей корпоративной системы документирования и документооборота, поэтому их хранение, организация доступа и обслуживание должны подчиняться корпоративным правилам и нормам. А это недостижимо без создания централизованной системы, подчиняющейся единому набору политик и регламентов.
  • Соответствие юридическим международным нормам и законам тех стран, с которыми сегодня работает ММК, по срокам хранения. Причем эти сроки в разных странах различные, и могут составлять несколько лет.
  • Оптимизация доступа к корпоративной почте, как текущей, так и архивной. При этом должны обеспечиваться такие требования, как минимальное время доступа, установленное SLA, минимизация простоев, предоставление почтовых ящиков неограниченного объема (пусть и теоретически), эффективный поиск, управление параметрами хранения (задание критериев автоматического архивирования, возможность ручного управления размещением), обеспечение полного доступа к корреспонденции, включая архив, для мобильных пользователей.
  • Эффективность хранения всего объема почтовой корреспонденции в течение всего периода гарантированного хранения. Это подразумевает использование экономичной иерархической модели хранения, сокращение объемов за счет сжатия и избавления от множественности копий, обеспечение эффективного инструментария по управлению хранением, снижающего трудозатраты администраторов.

Для обеспечения данных задач система архивирования должна была отвечать следующим технологическим требованиям:

  • Надежность реализации перемещения данных между оперативным хранилищем и архивом;
  • Возможность реализации механизмов обеспечения отказоустойчивости хранения данных;
  • Иметь развитые средства управление доступом;
  • Эффективность организации хранения и доступа согласно бизнес-требованиям;
  • Уровень интеграции системы архивирования с почтовой системой, в том числе качество реализации «бесшовного» доступа к корреспонденции в почтовой системе и в архиве;
  • Развитость инструментария для управления системой и удобство администрирования;
  • Уровень соответствия существующим требованиям к системе журналирования (полное сохранение почтового потока для целей службы безопасности и обеспечения необходимого доступа к корреспонденции в случае судебных расследований).

В результате выбор остановился на продуктах Symantec Enterprise Vault и Symantec Storage Foundation/HA. Вадим Феоктистов прокомментировал это следующим образом: «Особой альтернативы у нас не было. Все остальные продукты просто не удовлетворяли нашим требованиям в полной мере».

Внедрение проводила компания SoftBCom. Выбор этой компании был обусловлен большим успешным опытом в реализации инфраструктурных проектов, в том числе и на ММК, а также наличие статуса «золотого партнера» Symantec. Также в проекте участвовали представители консалтинговой службы Symantec.

Работы по проекту велись с весны 2008 по апрель 2009 года. Вадим Феоктистов так описывает специфику проекта: «Главной особенностью этого проекта было то, что работы по внедрению системы архивирования шли параллельно модернизации почтовой системы. А значит, необходимо было тесное сотрудничество между командами, которые занимались обеими системами. Возникала масса вопросов, решение которых требовало совместного участия. Кроме того, мы были вынуждены начать наполнение архива и хранилища «с нуля», так как перенос почты с локальных рабочих мест оказался чрезвычайно трудоемким».

Среди основных сложностей в ходе работ им были названы следующие:

  • Большой охват общего проекта и необходимость принятия решений относительно многих аспектов и параметров, включая оснащение ЦОДов, принципиальные решения по выбору вычислительных и программных платформ, формирование политик хранения данных и доступа, технологий обслуживания;
  • Взаимодействие со множеством контрагентов;
  • Принятие решений по объемам и потокам данных в условиях недостатка информации. Как признал Вадим Феоктистов, в условиях децентрализации таких данных по дочерним компаниям и филиалам не было;
  • Дефицит бюджета и отведенного времени, тем более, что часть работ проводилась уже в острую фазу кризиса.

Пока почтовая система обслуживает только головное предприятие (около 4000 рабочих мест). В планах развития распространить ее на всю компанию, включая филиалы и дочерние компании. Также в перспективе планируется внедрить систему журналирования почты.