«Отвязав» принтеры от рабочих мест, аэропорт смог оптимизировать систему печати, а использование аутсорсинга помогло упростить поддержку.

К настоящему времени в большинстве авиакомпаний используются электронные билеты, которые можно вообще не распечатывать — достаточно того, что данные пассажира есть в соответствующей базе данных. Но другие элементы бумажного документооборота в аэропортах остаются обязательными — например, капитан может поднять в воздух свой самолет, только имея на руках полетный лист. Документы печатаются и для пассажиров (посадочные талоны, багажные наклейки), и для персонала наземных служб. Для крупного аэропорта объем печати оказывается весьма внушительным, причем печатающие устройства должны действовать бесперебойно в круглосуточном режиме.

Несколько лет назад немецкая компания Fraport, оператор крупнейшего в континентальной Европе аэропорта Франкфурта-на-Майне, совместно с компанией Canon реализовала в аэропорту проект оптимизации системы печати, заменив огромное количество установленных там принтеров значительно меньшим числом многофункциональных устройств. Это удалось благодаря принципиальному отсутствию привязки принтеров к рабочим местам: всякий пользователь, зарегистрированный в системе, может отправить документ на печать с любого компьютера (или иного устройства, позволяющего формировать такие задания) и получить распечатку на любом из устройств, входящих в «пул принтеров», авторизовавшись на нем.

В 2009 г. Fraport выиграла конкурс на право модернизировать санкт-петербургский аэропорт Пулково и управлять им в течение следующих 30 лет. Модернизация, разумеется, затрагивает и ИТ-инфраструктуру, включая подсистему печати. Поскольку франкфуртский опыт был очень успешным, эксперты Fraport решили распространить его и на Санкт-Петербург, продолжив сотрудничество с Canon. Аналогичное решение использовано и в Анталье, где Fraport также получила концессию на управление аэропортом.

Проект занял довольно продолжительное время. На разработку и согласование проектной документации ушло три месяца, на внедрение — около полугода. Естественно, российский проект не во всем повторял германский. В определенных аспектах он был проще, поскольку устройства устанавливались в новых зданиях и помещениях (самое большое такое здание — бизнес-центр «Пулково-Скай», в дальнейшем систему планируется разворачивать во всех новых терминалах, которые будут строиться и запускаться). С другой стороны, проект охватывал больше разных задач: если во Франкфурте часть работ удалось отдать на аутсорсинг, то в Санкт-Петербурге представительство Canon осуществило весь комплекс, включая обучение персонала.

А поскольку развитие систем печати не стоит на месте, то решение, развернутое в Пулково, совершеннее реализованного во Франкфурте, и для проекта в Анталье оно послужило образцом. Основная особенность системы — непривязанное рабочее место — не только была сохранена, но и получила развитие: если служащие германского аэропорта авторизуются, вводя пин-код, то в России достаточно приложить к устройству RFID-карту. Российское решение предусматривает доступ к системе печати не только для служащих, но и для пассажиров — например, чтобы распечатать посадочный талон, когда пассажир прошел предварительную онлайновую регистрацию на рейс, но не имеет при себе талона (например, в гостинице не было принтера, пассажир регистрировался по дороге в аэропорт и т. д.).

Система способна помочь в решении управленческих задач, не связанных с печатью, таких как учет рабочего времени: для каждого пользователя она фиксирует все моменты, в которые тот авторизовался на одном из устройств, поэтому с ее помощью можно определять время прихода на работу и ухода с работы.

Копировальная техника не была куплена аэропортом, а осталась в собственности компании Canon, у которой аэропорт ее арендует и от которой получает услуги по поддержке оборудования, включая замену расходных материалов. Служба приема заявок на устранение неисправностей также находится в ведении Canon. Стоимость аренды и обслуживания определяется количеством отпечатанных листов, автоматический учет которых обеспечивает система Canon UniFLOW.