Проводя в начале ноября конференцию «Консолидация и интеграция информационных систем и ресурсов», естественно, мы не могли не попытаться проанкетировать участников данного мероприятия по обозначенной тематике. Всего на вопросы анкеты ответили около пятидесяти человек. В данном материале мы предлагаем читателям сводные результаты ответов на первые три вопроса вместе с нашими комментариями.

Варианты ответа на первый вопрос о типе задач, с которыми ассоциируется интеграция (рис. 1), в принципе предполагают, что стимулами интеграции в явной форме являются проблемы бизнеса, что, безусловно, должно иметь место всегда. Вместе с тем часто существуют ограничения со стороны ИТ-отдела, которые бывают более чем заметны. Иногда они даже могут претендовать на роль мотивов, побуждающих организацию серьезно заняться интеграционной тематикой.

На первых местах с заметным отрывом в нашем опросе все же оказались стимулы, продиктованные исключительно бизнес-инициативами. В лидерах, как мы видим, числятся пункты «Формирование “сквозных” процессов автоматизации внутри компании» и «Налаживание интенсивного делового взаимодействия в распределенных компаниях». Оба варианта ответа в принципе говорят о том, что при интеграции основное внимание уделяется горизонтальным процессам управления, что является неким признаком управленческой зрелости. Разница лишь в том, что уделяя главное внимание организации делового взаимодействия, мы ставим акцент на несколько иные ИТ-решения, нежели при поддержке горизонтальных процессов. В первом случае и процессная составляющая будет выглядеть по-другому, и набор интегрируемых функций, а также типы данных, с которыми предстоит работать, окажется несколько иным. Таким образом, многое сдвигается в сторону задач обработки неструктурированной информации. Видно также, что фактически задачи «сквозной» процессной интеграции, выходящей за пределы компании, имеют чуть меньший, хотя тоже вполне осязаемый приоритет.

Интеграция данных под задачи принятия управленческих решений (читай: задачи BI) предполагает существенный акцент не на интеграции логики ИТ-поддержки и «перекрестном» использовании информационного ресурса компании разными ИТ-системами, а на консолидации и повышении качества данных, что, как известно, тоже является интеграционной задачей. А в последнее время на западном рынке, пожалуй, даже основной.

Законодательное регулирование в качестве стимулов интеграции в нашем опросе не является сильно значимым. И это несмотря на то, что на конференции присутствовали представители далеко не одной компании, для деятельности которой государственное регулирование явно имеет важное значение. Анализ зарубежных публикаций дает основание предположить, что будь там проведен подобный опрос, приоритет данного варианта ответа был бы выше. Кстати, само внимание, которое уделяется там вопросам качества данных, далеко не в последнюю очередь обусловлено именно этим. Хотя надо признать и то, что структура регулирования бизнеса, а стало быть, его отражение в политике автоматизации существенно зависит от конкретной страны.

Пунктам «Использование логики унаследованных систем в решении масштабных задач» и «Использование “старых” данных для решения новых задач» тоже в целом был отдан скорее средний приоритет. Эти варианты ответов явно предполагают некие сложности в развитии ИТ-поддержки бизнеса, обусловленные унаследованным ИТ-ресурсом, что проявляется в виде наличия «старых» данных или устаревших ИТ-систем.

В ответе на второй вопрос (рис. 2) о базовых технологических тенденциях, которые в наибольшей степени подталкивают бизнес к интеграции, в лидерах оказались опять-таки два пункта — «Разнообразие клиентских устройств и устройств съема первичной информации» и «Совершенствование устройств и сетей хранения данных, вычислительных платформ». Иными словами, наиболее важны с этой точки зрения тенденции совершенствования аппаратной инфраструктуры вычислений — клиентской и серверной. То, что развитие клиентской инфраструктуры имеет вообще первостепенное значение, выглядит отчасти даже неожиданным. Здесь более чем явно предполагается наличие виртуализированных «облачных», а также мобильных рабочих мест, развитие которых пока все-­таки традиционно рассматривалось как некий потенциал рынка. Хотя для того, чтобы данное направление начало серьезно влиять на потребность в интеграции, необходима некая «критическая масса» решаемых с их помощью задач. Впрочем, делая подобный акцент в ответах, пользователи могут в значительной мере заранее предчувствовать проблему. Ведь ее «раскрутке» сейчас и вправду придается огромное значение.

Программной компоненте консолидации в виде технологий программных хранилищ уделяется, как мы видим, не столь существенное внимание. Может быть, это объясняется тем, что вопросы построения классических корпоративных хранилищ представляются во многом уже решенными, а задачи распределенной обработки «больших данных» и массового внедрения нереляционных технологий хранения во многом еще не осознаны рынком в целом. Да и тот самый подогрев рынка (по крайней мере в России) здесь куда менее мощный, чем в случае той же мобильности. К облачным технологиям как фактору, определяющему потребность в интеграции, отношение у ответивших тоже скорее настороженное. И наконец, мы выделили еще один аспект, который потенциально может (и даже очень сильно) влиять на практику ИТ-интеграции. Речь в данном случае идет не об аппаратном или программном обеспечении, а о способе представления информации — в данном случае о содержательном тегировании и создании таким образом семантических сетей. Можно смело предположить, что в ряде ключевых примеров интеграционных решений (скажем, агрегаторов популярных розничных информационных сервисов — продажи авиабилетов, заказа номеров в гостиницах и пр.) данный фактор играет важнейшую роль. Но все же это хоть и очень значимые, но точечные примеры. В целом по корпоративному рынку оценки в данном случае весьма скромные.

Важнейшим с практической точки зрения является и вопрос о выборе инструментов информационной интеграции (рис. 3). Здесь в целом мы видим более или менее ровную картину ответов. Это свидетельствует о том, что на сегодня рынок интересуется (не будем однозначно говорить о востребованности) промышленным подходом, очевидно, предполагающим систематическую деятельность в области ИТ-интеграции, ассоциированным с соответствующей стратегией, архитектурой и охватывающим не две и не три ИТ-системы. В данном случае инструменты можно было бы разделить на те, которые, с одной стороны, скорее связаны с подготовительными работами (например, инструменты моделирования и анализа бизнес¬процессов, средства моделирования и анализа данных, а также архитектуры ИТ-систем), с другой — с деятельностью непосредственно в сфере организации совместной работы различных ИТ-систем. К инструментам, отвечающим за решение данных задач, можно отнести хранилища данных и конечно же специализированные интеграционные платформы. Вместе с тем наряду с промышленным подходом явно востребованы методы, ориентированные на решение точечных интеграционных задач. В целом ряде случаев (если не сказать в большинстве в современном российском бизнесе) их выбор вполне можно считать более чем оправданным. Таковыми, очевидно, являются различные коннекторы к определенным ИТ-системам, преобразователи форматов или драйверы доступа к тем или иным информационным источникам.

Интеграция на промышленной основе

Алексей Смирнов, руководитель направления интеграционных решений компании КРОК

По нашему опыту стартовой точкой большинства проектов является задача использования «старых» данных или логики унаследованных систем для решения новых задач. Например, если банк, у которого уже есть ИТ-ландшафт, накоплены данные и выстроены бизнес-процессы, задумывается о внедрении мобильного банкинга, то никто не будет отказываться от «старой» банковской системы, к ней просто сделают некую надстройку, ориентированную на дистанционное обслуживание. А интеграция позволит связать их. После решения такой прикладной задачи банк задумается о построении единой информационной среды. Цели этого следующего этапа уже более глобальные: повышение управляемости всей ИТ-инфраструктуры, снижение нагрузки на персонал, минимизация ручных действий, сокращение количества ошибок в системах, ускорение процесса получения сводной отчетности и пр.

Что касается перечисленных технологических тенденций интеграции, то особенно я выделил бы разнообразие клиентских устройств, или, другими словами, мобилизацию и территориальную распределенность бизнеса. Именно благодаря интеграционной платформе мы можем с мобильных устройств работать в той или иной корпоративной системе. Так, например, в области ритейла интеграция складской системы и соответствующего мобильного приложения позволяет работникам склада удаленно отмечать движение товара или размещать заказы на закупки прямо с планшетов.

В вопросе инструментов интеграции бизнес все больше склоняется к использованию специализированных платформ, отказываясь от самописных разработок. Промышленные интеграционные решения в средне- и долгосрочной перспективе намного эффективнее и выгоднее. Примерно в 30% наших проектов мы сталкиваемся с тем, что корпоративные системы заказчиков обросли множеством конверторов и связей. Мы проводим аудит, выясняем, как происходит взаимодействие между системами, куда и какие данные передаются, какие проблемы при этом возникают и т. д. После этого переносим логику взаимодействий на интеграционную платформу, и у заказчика появляется единая точка контроля всех информационных потоков.