Благодаря телевидению о работе Московской службы спасения (МСС) знают не только москвичи, но и жители многих других регионов страны. Однако то, что они видят по телевизору, касается лишь одного из подразделений МСС -- ее групп оперативного реагирования. На самом деле сфера деятельности службы гораздо шире.

Профиль клиента

Организация:
Московская служба спасения

Местонахождение:
Москва

Руководитель:
Александр Шабалов, директор;
Владимир Березкин, руководитель научно-технического департамента

Проблема:
Модернизация информационной системы МСС

МСС создана в феврале 1996 года по распоряжению московского мэра и является важной частью системы общественной безопасности столицы (в настоящее время в зону ответственности МСС входит и Подмосковье). Ее прообраз — известная американская служба 911, функционирование которой определяется очень простой идеей: вместо целого набора организаций экстренного реагирования -- полиция, пожарные, скорая помощь, коммунальные службы и пр. -- создать единый центр по оказанию помощи при любых чрезвычайных происшествиях.

Соответственно ключевое подразделение МСС — это информационный отдел, который ведет круглосуточную обработку получаемых от населения сообщений и организует соответствующие мероприятия для решения возникших проблем с привлечением различных ведомств и координацией их усилий. Например, в тривиальной ситуации с захлопнувшейся дверью («вышли за газетой, а дома остался ребенок, и чайник стоит на плите») операторы МСС помогут быстро вызвать слесаря из РЭУ и найти участкового инспектора.

В отличие от американской "Службы 911", МСС не только выполняет роль информационно-координационного центра, но и имеет собственные группы оперативного реагирования (в каждой смене их пять), в состав которых входят квалифицированные и разносторонне подготовленные специалисты, обеспеченные всех необходимым оборудованием и инструментами. Оперативная связь с ними поддерживается при помощи системы спутниковой навигации.

Помощь в режиме 7х24

Операторы и оперативные дежурные информационного центра в круглосуточном режиме анализируют поступающую информацию, подключают для решения проблем оперативные, аварийные и коммунальные службы, а также собственные мобильные группы оперативного реагирования, координируют их действия и контролируют выполнение работ. К центру подключены абоненты всех основных провайдеров связи: МГТС, сотовой, оптоволоконной, транковой, радиолюбители «гражданского» (Си-Би, citizen band) диапазона. Информация о происшествиях поступает не только от пострадавших, но также от множества "волонтеров", которые сообщают о замеченных катаклизмах по специальным радиоканалам.

"Бесперебойная работа в режиме 24х7; потребность ежесуточно принимать более 20 тысяч звонков — и не только принимать, но и реагировать на них; необходимость хранить и просматривать в различных формах колоссальный объем данных по поступившим звонкам; постоянный обмен информацией с группами оперативного реагирования -- очевидно, что все эти задачи невозможно решить без использования информационных технологий", — таково мнение директора МСС Александра Шабалова.

Работа ведется в круглосуточном режиме по формуле 24х7 в условиях постоянного увеличения потока запросов в МСС: в настоящее время за день в нее поступает свыше 20 тысяч звонков, а оперативные группы выполняют до 100 выездов на места происшествий. Кроме того, специальная группа информационного центра занимается решением аналитических задач на основе поступающей информации, что позволяет оценивать ситуацию в мегаполисе и планировать развитие службы. Здесь проводится как оперативный анализ текущей информации, так и статистическая обработка данных по месяцам, кварталам, годам.

Вся работа МСС изначально строилась на использовании автоматизированной компьютерной системы, работающей непрерывно в режиме реального времени и обеспечивающей решение следующих задач:

  • прием, регистрация и обработка поступающих сообщений;
  • управление работой мобильных групп оперативного реагирования;
  • ведение архива журналов приема и обработки сообщений;
  • аналитическая обработка результатов работы службы, подготовка разнообразных аналитических отчетов;
  • поддержка доступа к базе данных MCC с удаленных терминалов;
  • передача информации на удаленные терминалы, установленные в органах исполнительной власти и оперативных службах города;
  • доступ к внешним информационно-справочным ресурсам.

Помимо компьютерного и телекоммуникационного оборудования общего назначения, в системе широко используются специальные технические устройства (электронные карты, приборы спутниковой навигации, средства регистрации и архивирования речевых сообщений и пр.).

Информационная система

В свое время МСС была создана на базе ЗАО "Центр гибких технологий безопасности", а коллектив разработчиков программно-аппаратных средств Центра стал основой научно-технического департамента МСС. В настоящее время в этом подразделении имеются три отдела (разработки ПО, разработки специального электронного оборудования, внедрения и сопровождения), которые отвечают за проектирование информационной системы, монтаж оборудования, разработку ПО и специального оборудования, а также техническую поддержку пользователей.

Силами научно-технического департамента было создано прикладное ПО — интегрированная система комплексного управления "Спрут", включающая две основные программно-аппаратные подсистемы: "Посейдон" и "Эскорт". Как подчеркивает руководитель департамента Владимир Березкин, весь этот комплекс представляет собой фактически тиражируемое решение, готовое к применению (целиком или по частям) в организациях, решающих сходные задачи.

Здесь следует заметить, что МСС была в числе инициаторов создания Международной конфедерации служб спасения, в которую входят соответствующие муниципальные структуры городов России и ряда зарубежных стран. Одна из задач конфедерации — обмен опытом работы, методическая поддержка участников. Руководство МСС предлагает распространять свою информационно-управляющую систему в качестве тиражируемого решения.

Регистрационно-управляющий комплекс "Посейдон" обеспечивает полный цикл обработки сообщений о происшествиях, начиная от приема сообщений и организации необходимых мероприятий и заканчивая получением статистических данных. В комплекс входят три уровня журналов приема и отработки сообщений.

  1. "Оператор" -- предназначен для пользователей первого уровня, принимающих информацию и отрабатывающих сообщения (операторы связи, секретари, диспетчеры, рядовые менеджеры и т.п.).
  2. "Координатор" -- предназначен для пользователей второго уровня, координирующих и контролирующих работу пользователей первого уровня (оперативные дежурные, старшие диспетчеры, руководители отделов и т.п.).
  3. "Руководитель" -- предназначен для пользователей высшего уровня, управляющих работой организаций или крупных структурных подразделений и осуществляющих общий контроль за их деятельностью.

Система навигации и мониторинга "Эскорт" -- это аппаратно-программный комплекс, предназначенный для наблюдения и контроля за автомобилями и другими подвижными объектами, а также для обеспечения их безопасности (возможен и контроль за стационарными объектами). Он использует технологию глобального позиционирования объектов, специальные системы местной радиосвязи и электронную карту Москвы. В настоящее время в систему мониторинга МСС включены автомобили групп оперативного реагирования службы спасения.

В качестве базовой программной платформы построения ИС, по словам Владимира Березкина, с самого начала были выбраны технологии Microsoft: ОС Windows NT и СУБД SQL Server. Большая часть прикладных программ создана с помощью Microsoft Visual C++ и Microsoft Access. Такой выбор платформы представители МСС объясняют достаточно высокими ее надежностью, производительностью, хорошими эксплуатационными характеристиками и оптимальной стоимостью.

В настоящее время ИС включает 7 серверов под управлением Windows NT, а также около 100 рабочих станций (в том числе 5 удаленных) и 10 ноутбуков, работающих под управлением Windows NT 4.0 Workstation и Windows 98. Локальная сеть 100 Мбит/с построена на базе сетевого оборудования компаний 3Com и Cisco, а для подключения оптических и телефонных каналов применяется аппаратура Siemens Hicom 350Е и 150. Для снижения стоимости проекта сборку и обновление серверов выполняют специалисты МСС, парк рабочих станций обновляется за счет приобретения нового оборудования либо самостоятельной модернизации системных блоков.

Перспективы модернизации

В течение почти пяти лет работы MCC поток запросов к ней постоянно растет. В сентябре 2000 года было решено начать проект, предусматривающий обновление существующих компьютерных рабочих мест и открытие третьего операционного зала с 16 местами операторов. Со своей стороны, московское представительство Microsoft предложило свою поддержку в реализации этих планов и переоснащении технологической платформы. В конце 2000 года по просьбе руководства МСС московское представительство Microsoft безвозмездно передало службе спасения следующее ПО: Windows 2000 Server и Windows 2000 Professional для оснащения 100 рабочих мест операторов и 20 комплектов Microsoft Office 2000 для автоматизации работы сотрудников административно-хозяйственных подразделений.

"Еще пять лет назад мы решили строить систему на базе технологий Microsoft, принимая во внимание оптимальное соотношение цена/качество и соответствие нашим требованиям к надежности работы, -- подчеркивает Александр Шабалов. -- Оказанная нам сейчас спонсорская поддержка показала, что мы выбрали не только надежного поставщика решений, но и партнера, готового помочь в становлении новой для нашей страны и очень важной для населения службы".

По мнению специалистов МСС, предстоящая модернизация информационной системы на базе Microsoft Windows 2000 и Office 2000 позволит повысить ее надежность и производительность, увеличит эффективность работы каждого оператора. За счет создания дополнительного операционного зала пропускная способность службы возрастет на 30%.

С ноября 2000 года на тестовом полигоне МСС изучается новая ОС в режиме имитации реальной работы комплекса, отрабатывается процедура перехода с Windows NT 4.0 на Windows 2000. В начале 2001 года планируется развернуть новую программную платформу на рабочей площадке.

Московская служба спасения

Создана в феврале 1996 года по распоряжению мэра Москвы Ю.М. Лужкова; входит в систему общественной безопасности столицы. Главная задача МСС -- оказание помощи населению при чрезвычайных происшествиях на территории Москвы и Московской области с привлечением и координацией усилий различных ведомств, а также силами собственных групп оперативного реагирования. МСС — один из инициаторов создания Международной конфедерации служб спасения, в которую вошли муниципальные спасательные службы городов России и ряда зарубежных стран. Девиз MCC: "Если с вами случилась беда – звоните в Московскую службу спасения, и она обязательно придет к вам на помощь".

Круглосуточные многоканальные телефоны Московской службы спасения: МГТС -- 937-9-911, для абонентов «Би Лайн» -- 911, для абонентов МТС -- 112, для абонентов МСС -- 007, для абонентов АСВТ -- 999, для абонентов «Сонет» -- 911.