Наша компания была основана в 1988 г. группой ученых из Института автоматики и электрометрии Российской академии наук, принимавшей участие в отечественной программе космических исследований, в области систем тренировки космонавтов. Эта деятельность началась еще в середине 70‑х гг. XX в. Сейчас «СофтЛаб-НСК» занимается разработкой систем виртуальной реальности и систем визуализации для тренажеров, компьютерных игр, а также оборудования и программного обеспечения для мультимедиа и телевещания.

Новосибирск — город не вполне типичный. В других сибирских городах, как мне кажется, москвичи выдавили местных с рынка. У нас же практически весь ИТ-рынок контролируют местные компании, и их довольно много, причем значительная их часть существует давно, и они в состоянии вести работы по любым проектам вне зависимости от их сложности. Так что выбор есть.

Мы никогда не работаем с одним поставщиком. В данный момент их три. Хотя, конечно, больше всего мы покупаем в компании, которая ближе всего. Этот критерий важен для любого большого города, и мы не исключение. Безусловно, есть и другие факторы. Имеют значение и сроки поставки, и то, что называют индивидуальным подходом. У нас довольно специфические требования к оборудованию, серийные персональные компьютеры мы практически не используем. Рабочие станции у нас делятся на две категории: рабочее место разработчика и тестовая система. При этом в качестве тестовых систем мы стараемся использовать максимально широкий спектр систем из тех, что имеются на рынке. Иначе невозможно гарантировать, что наш продукт будет стабильно работать на всех возможных комбинациях оборудования и системного ПО. Так что в отличие от большинства других компаний, где всеми силами стремятся избавиться от «зоопарка», нам он необходим. И то, насколько быстро и качественно нам соберут необходимые нам системы, также крайне важно. Имеет значение и цена, но она у нас стоит на третьем месте по приоритету.

Определенное исключение составляют услуги операторов телекоммуникационных услуг. Тут самая низкая цена за необходимую пропускную способность является единственным критерием выбора просто потому, что все прочие параметры у разных компаний примерно одинаковы. Такова ситуация в Новосибирске в целом и в Академгородке особенно. Ведь именно Академгородок был одним из тех мест, куда Интернет пришел раньше всего. Уже в самом начале 1990‑х гг. сети многих институтов, в том числе и Института автоматики и электрометрии, на базе которого и была создана наша компания, имели выход в Интернет. И очень долгое время доступ в Интернет был и вовсе бесплатным. Потом появлялись коммерческие операторы, причем их было, да и остается, довольно много, в том числе и за счет прихода компаний из других регионов или общефедеральных. Так, например, у нас довольно активны пермский «Р-Телеком», «Сибирь-Телеком», купленный «Ростелекомом». При этом нам хватает одного канала. Необходимость в резервных отпала, хотя раньше приходилось держать до трех каналов. Иначе было невозможно донести результаты своей работы до заказчиков, для чего использовался обмен файлами по протоколу FTP.

Вместе с тем я пока скептически отношусь к использованию «облачных» вычислений. Проблема «сетевого бездорожья» по‑прежнему актуальна. Ситуация меняется к лучшему, но не слишком быстро.

Многие советуют пользоваться услугами поставщика, который соразмерен вашей компании. Если он совсем небольшой, то велика вероятность, что у него не окажется необходимых компонентов в достаточном количестве. Правда, небольшие компании часто выигрывают за счет индивидуального подхода и решения различных нишевых задач. Так что их с ходу отметать все же не стоит. Крупные компании слишком неповоротливы и негибки, особенно если речь идет о слишком маленьком заказе. От крупных компаний ждать индивидуального подхода можно только в том случае, если сам клиент крупный. Да и срок обработки заказа будет заведомо больше.

Кроме того, мы сами, по большому счету, выступаем в качестве реселлера: часть нашей продукции представляет собой программно-аппаратные комплексы. И для этой продукции, которая существенно отличается от широко распространенного ширпотреба, хороших поставщиков в Новосибирске просто нет. В итоге корпуса и системные платы для таких систем приходится покупать в Москве. Хотя не надо говорить, что намного лучше, если бы все поставщики были здесь. Но наши заказы, видимо, для кого‑то слишком большие, а для кого‑то слишком маленькие, в итоге с нами работать никто не хочет.

Чем меньше компания, тем чаще приходится покупать в розничных компаниях. Тем более что теперь в розничных сетях встречается то, что раньше никогда там не продавалось, — вплоть до серверного или сетевого оборудования, пусть и начального уровня. Кроме того, розничные сети между собой еще и конкурируют, используя в качестве одного из главных инструментов снижение цен. Особенно если на рынок пытаются выходить новые игроки с большими планами. А такое бывало. Например, одна из розничных сетей при приходе в новый регион сбивала цены на 15%, и так до тех пор, пока не захватывала 30% рынка. Не так уж и редко бывают всевозможные акции и распродажи. И этим можно пользоваться.

Однако, помимо наличия нужного товара в торговом зале, важно еще и наличие нужной позиции на складе, причем в достаточном количестве. Хорошо, если у розничной компании есть интернет-магазин, особенно с бесплатной доставкой. Тогда никаких проблем нет. К тому же легко сравнивать цены в разных местах и выбрать там, где дешевле. Хотя цена, как уже было сказано, не является основным критерием выбора.

Но иногда приходится ехать в тот или иной магазин. И это еще полбеды. Часто квалификация персонала оставляет желать лучшего, и не всегда удается выяснить, есть ли нужные позиции в достаточном количестве.

При этом есть опасность того, что постоянный поставщик начинает потихоньку вести себя не лучшим образом. Например, повышать цены. У нас это особенно часто случается с «мелочами», без которых тем не менее обойтись сложно: канцтоварами, расходными материалами, бумаги, дисками CD/DVD. Тут единственный выход: срочно менять такого поставщика на другого, благо их немало. Это продается в любом супермаркете. Главное — не лениться и следить за ценами. Хотя это получается не всегда, и факт такого, можно сказать, злоупотребления обнаруживается, как правило, случайно. Отдельной темой являются закупки ПО. Его не следует покупать у первых попавшихся поставщиков. Необходимо сравнивать цены у разных продавцов. Иногда даже приходится устраивать что‑то вроде тендера. Очень уж большая разница в ценах, причем это касается практически всех сегментов рынка ПО. При этом в филиалах московских компаний цены наиболее высоки. Почему так происходит, мне непонятно. Даже ПО наших разработчиков у москвичей стоит дороже.

Инструменты аутсорсинга мы используем. Прежде всего, речь идет о производственном аутсорсинге — изготовлении различного рода оборудования, которое мы разработали. ИТ-аутсорсинг мы применяем не слишком часто. В основном речь идет о разработке на заказ отдельных элементов наших систем. К примеру, для выполнения одного из заказов на телевизионную систему понадобилась база данных. Нужных разработчиков в этой области у нас нет, и данный фрагмент был заказан сторонней компании. Однако чаще мы покупаем уже готовые компоненты, например кодеки для различных типов медиафайлов.