Восемнадцать лет назад мне сказочно повезло: меня, молодого компьютерного журналиста, пригласила в свою студию редакция передачи «Очевидное — невероятное». Стараясь не слишком сильно комплексовать под внимательным взглядом замечательного Сергея Петровича Капицы, я постукивал автоматическим карандашом по экрану первой модели «коммуникатора» U. S. Robotics Pilot и прорицал, что с любым человеком, где бы он ни оказался, можно будет связаться при помощи вот таких устройств, которые, повсеместно подключенные к Интернету и наделенные при этом еще и функциями мобильных телефонов, станут аксессуаром всех современных людей всего лишь лет через… тридцать. В ответ на мои футурологические откровения знаменитый ученый иронично заметил, что лично ему иногда хотелось бы иметь телефон, на который вообще нельзя дозвониться, — и далеко не ему одному. Он был, конечно же, прав.

Что было дальше, вы знаете: ровно через десять лет после выхода в эфир моих сенсационных прозрений появился iPhone, а еще через три года — iPad. Тенденция подключения устройств к сети для повышения их потребительских качеств привела к тому, что социологи начали говорить о «гиперподключенности» — ситуации, когда в сетевом режиме работают не только компьютеры и телефоны, но и телевизоры, видеокамеры, бытовые приборы, и число устройств и приложений, подключенных к сети, превосходит число «живых» её пользователей. Все мы оказались в онлайне, и количество каналов связи, к которым мы можем одновременно подключаться, с каждым годом растет. Связаться с родными, с друзьями или сотрудниками становится делом нескольких минут — и при этом они могут находиться где угодно. У нас масса коллег, друзей и знакомых, с которыми мы никогда не встречались лично.

Наша работа и общественная жизнь все больше вторгается на нашу личную территорию. Пессимисты говорят, что владение смартфоном, подключенным к электронной почте и социальным сетям, приводит к тому, что мы начинаем работать с почтой каждую свободную минуту, стирая некогда четкую грань между домом и офисом, между работой и развлечением. О равновесии между работой и личной жизнью давно уже никто не вспоминает — или оно установилось в какой-­то новой точке. Оптимисты верят в то, что мобильность, наоборот, делает нас свободнее, потому что мы не привязаны к рабочему месту и имеем свободу выбора — продолжать работу вне офиса, если мы сами этого хотим, или отложить её до более удобного момента, оставаясь тем не менее на связи.

Таким оптимистам сеть Кофе Хауз позволяет не только использовать бесплатный Wi­-Fi, не отрываясь от чашки кофе, но и оплачивать счета без участия кассира и официанта — а как это стало возможным, рассказал нам в заглавном интервью этого номера Intelligent Enterprise генеральный директор Кофе Хауз Владислав Дудаков. И именно с такими оптимистами мы обсудили проблемы корпоративной мобильности на недавно прошедшем заседании круглого стола, сокращенная стенограмма которого также опубликована в нынешнем номере журнала.

Важным индикатором применимости технологий является их использование в отраслях, где нет права на ошибку, — поэтому мы постарались собрать под одной обложкой материалы о применении мобильных решений в авиаперевозках (аэропорт Толмачево), в российских банках — видных членах Топ-100 (Тинькофф Банк, РОСГОССТРАХ БАНК, Росинтербанк), в медицине и страховании.

Рынок мобильности исключительно насыщен устройствами, приложениями, решениями, о которых вы узнаете из материалов наших авторов: Сергей Костяков делится аналитикой использования мобильных решений на предприятиях и сводит воедино взгляды ИТ-­производителей на применение мобильных платформ, а Яков Шпунт рассказывает о существующих мобильных платформах, о рынке «систем-­на-­чипе», о применении смартфонов для мобильного ввода данных и о первом в России «безопасном» планшете. О специфике управления персоналом в условиях мобильности рассказывают Югетта Ранк, вице-­президент IBM по продажам HR-­решений, и наш обозреватель Мария Суханова.

Это первый номер Intelligent Enterprise, подготовленный обновленным составом редакции журнала (многие из нас работали вместе с момента его основания в 1999 году). Мы надеемся, что вам понравится наш обзор мобильного корпоративного мира. Нас можно читать на iemag.ru, facebook.com/iemag, vk.com/iemag и при помощи iOS-­приложения, доступного в App Store. Делитесь с нами своими мнениями и впечатлениями, участвуйте в наших круглых столах — мы рады общаться с вами как виртуально, так и реально. Приятного чтения!