О том, что мобильные устройства можно (и нужно) использовать для ввода и захвата данных, говорят уже давно — как минимум года три. Однако довольно долгое время всё ограничивалось одними лишь разговорами, по крайней мере если речь шла о корпоративных применениях.

Причин тому было множество, как технических, так и организационных. Прежде всего далеко не все сотрудники умеют хотя бы элементарно пользоваться мобильными устройствами, не говоря уже о вводе данных, который требует определенного времени на выработку и закрепление рабочих навыков.

Множество вопросов было связано с обеспечением безопасности. Ведь то, что контент передается в третью компанию, для очень многих является грубейшим нарушением корпоративных политик и регламентов. А на всех мобильных платформах происходит именно это, так как практически вся информация синхронизируется с облачными сервисами Apple, Google или Microsoft, и разорвать эту облачную пуповину не всегда легко, во всяком случае без внедрения дополнительных средств.

Если говорить о технических проблемах, то главная из них связана с тем, что для многих предпочтительными мобильными устройствами являются планшеты. А их долгое время не комплектовали фотокамерами с приемлемым для систем захвата изображений качеством.

От фотоигрушки к полноценному средству ввода

Уже давно не существует никаких технических препятствий к тому, чтобы мобильные устройства можно было применять для ввода данных. Даже не очень современные смартфоны, планшеты, а сейчас и «умные часы» оснащены более чем приличными камерами. Среди наиболее дешевых смартфонов до сих пор встречаются камеры, которые могут и не подходить для ввода текста, но речь идет буквально о считанных моделях. Плюс ко всему мобильное устройство обладает целым рядом возможностей для обработки изображений и контроля качества снимков, которые отсутствуют у подавляющего большинства фотокамер, не говоря уже о сканерах и МФУ. Возможно и распознавание текста на ­устройстве.

В результате уже в 2008 году смартфоны стали основным средством ввода изображений у американских студентов. Например, большую популярность получили шаблоны, позволяющие вырезать из картона подставки необходимой формы для фотографирования документов с различных моделей телефонов. Появились приложения, превращающие телефон в сканер. С их помощью можно определять качество снимка на предмет пригодности его для распознавания, устранять наиболее частые дефекты съемки, а также объединять несколько страниц в один файл.

Уже довольно давно фотокамера стала полноценным средством ввода для множества программ, скажем, автоматических переводчиков, позволяющих узнать смысл объявления, плаката, афиши или ресторанного меню на чужом языке с незнакомым алфавитом. Реализована также возможность ввода данных в программы контроля личных финансов и приложения банков непосредственно с чеков и бумажных счетов. Подобную функцию включают в свои мобильные средства дистанционного банковского обслуживания (ДБО) и некоторые российские финансовые учреждения. Хороший пример — приложение QBank «Связного Банка». Такие функции, как отметила директор Департамента развития платежей и интернет-­продуктов «Связного Банка» Анастасия Масленникова в своем выступлении на втором ABBYY Data Capture Forum, открывают очень большие перспективы перед мобильными инструментами ДБО и даже делают их более функциональными, чем аналоги для настольных ПК и ноутбуков.

Когда вчерашние студенты стали профессионалами

Началось все с того, что, закончив обучение, бывшие студенты продолжали использовать свои устройства для ввода документов. Причем не только для сугубо личных нужд. В результате подобного рода практика проникала и в корпоративный сегмент, пусть и «партизанским» образом. Наиболее широко она распространена среди юристов и аудиторов.

Как напомнил ИТ-­директор российского отделения PwC Дмитрий Иншаков участникам второго ABBYY Data Capture Forum, у смартфона есть целый ряд неоспоримых преимуществ перед сканером. Прежде всего цену сканера или МФУ сложно назвать низкой. Мало того, что бы ни говорили производители средств печати и копирования, ввод данных со сканера требует подготовленного оператора, которому надо платить конкурентоспособную заработную плату, что еще более поднимает уровень затрат. Для подключения сканера или МФУ нужны драйверы, устанавливать которые должны администраторы, а они, как правило, и без того перегружены. Для сотрудника внешней организации, использующего собственный компьютер, данная операция и вовсе может превратиться в нечто трудновыполнимое. В таких условиях говорить о быстрой реакции на запросы клиентов не приходится.

Вместе с тем, как подчеркнул Дмитрий Иншаков, говоря о смартфонах, есть здесь и обратная сторона. Во-­первых, личная и корпоративная информация «смешиваются» на одном устройстве. Кроме того, не стоит забывать о рисках попадания данных в чужие руки при утере или краже аппарата. Увы, такое случается чаще, чем того хотелось бы. К тому же использование штатных инструментов для фотографирования очень часто автоматически ведет к синхронизации данных с облаком. А эти ресурсы нельзя считать доверенной средой. Тем более, что технология извлечения данных оттуда хорошо отработана злоумышленниками, что показал целый ряд громких инцидентов последнего времени.

Ввод документов в PwC производится с помощью ПО компании DM Solutions. Оно позволяет передавать информацию без участия облачных сервисов по защищенному VPN-­каналу. Предусмотрены также довольно развитые средства контроля результатов ввода, при использовании которых можно буквально на лету исправлять типичные ошибки. Распознавание проводится на серверах в головном филиале компании, которые, что важно, находятся в России. Документы сохраняются в формате PDF с текстовым слоем, что позволяет выполнять в них поиск. Задачи, связанные с защитой информации на мобильных устройствах, возложены на систему Mobileiron. В частности, с ее помощью шифруются данные, а в случае потери, кражи устройства или увольнения сотрудника вся корпоративная информация удаляется.

От ввода визиток к другим задачам

В корпоративном сегменте долгое время главной нишей для мобильного ввода данных оставался ввод визитных карточек, в котором заинтересованы были в основном руководители и главные специалисты компаний, а также их секретари. К сожалению, эта задача плохо автоматизируется с помощью традиционных решений, и до появления мобильных технологий эту операцию проще было проводить вручную, что, естественно, ни у кого не вызывало энтузиазма. Появление соответствующих мобильных приложений коренным образом изменило ситуацию в лучшую сторону. Причем руководители часто всё делали сами. Как отметил Дмитрий Иншаков, это способствовало лучшему восприятию технологий мобильного ввода.

От задачи ввода визиток ввод других полей данных технически ничем не отличается, так что системы ввода для других применений не заставили себя долго ждать. Например, целый ряд страховых компаний Германии и США использует мобильные устройства при оформлении полисов автострахования. Когда полис формируется на смартфоне или планшете, для его заполнения достаточно поднести водительское удостоверение к фотокамере. Это существенно повышает производительность труда и способствует снижению количества ошибок.

Кроме того, мобильные устройства оказались незаменимым инструментом для выполнения отдельных видов инвентаризации. Например, инвентарные номера выбиваются на трубах большого диаметра (такой способ является единственно возможным методом надежного нанесения подобных данных на изделие), и фиксация этих номеров долгое время была возможна только в ручном режиме. Применение мобильных устройств также существенно упростило эту задачу и уменьшило количество ошибок. Аналогичным образом удалось разрешить проблему, связанную с вводом номеров контейнеров, вагонов, автомобилей.