Главной темой пятого ежегодного саммита SAP по SME (Small and Medium Enterprises — малые и средние предприятия) стала цифровая трансформация бизнеса.

Цифровая трансформация малых и средних предприятий — чем она полезна для бизнеса, как влияет на экономику и общество в целом? Что ей мешает, какие новые задачи ставит она перед разработчиками ИТ-решений? Обсуждению этих и смежных вопросов был посвящен пятый ежегодный саммит SAP по SME, который прошел 23 октября во Франкфурте-на-Майне.

К саммиту было приурочено подписание меморандума о сотрудничестве между SAP и крупнейшим российским предприятием интернет-торговли — компанией «Юлмарт».

Хотя четкую границу не всегда легко провести, цифровая трансформация отличается от уже привычной нам автоматизации большей глубиной и сложностью изменений. Она происходит в бизнесе в целом и затрагивает предприятие независимо от его возраста и имеющегося уровня использования цифровых технологий. Например, «Юлмарт» был цифровым магазином с момента его создания. Оценив перспективы роста и будущие потребности, руководство этой компании приняло решение сменить платформу автоматизации, и с 2010 года началось сотрудничество с SAP. «Юлмарт» использует хранилище данных SAP Business Warehouse (SAP BW) на основе SAP HANA и сервис взаимодействия с клиентами на базе SAP Contact Center. А в рамках нового соглашения «Юлмарт» и SAP объединят усилия для построения системы онлайн-торговли на базе омниканальной платформы SAP hybris. Это очень значимый проект и для заказчика, и для поставщика. «Вот уже долгое время компания hybris занимает лидирующие позиции на рынке решений для электронной коммерции, а два с половиной года назад было объявлено о слиянии hybris и SAP, — пояснил Илья Юрьев, заместитель генерального директора, директор департамента по работе с клиентами и партнерами SAP СНГ. — Сейчас мы будем разрабатывать для “Юлмарта” систему на лучшей платформе и строить специализированное решение, которое объединит успешные мировые практики SAP и опыт лучшего онлайн-ритейлера России. На данный момент это первый на российском рынке уникальный проект подобного масштаба, который разрабатывают совместно SAP и заказчик».

Тема цифровой трансформации получила дальнейшее развитие в основной части саммита — панельной дискуссии с участием представителей SAP, клиентов компании и внешних экспертов. Джон Хиггинс, генеральный директор Digitaleurope — ассоциации по развитию индустрии цифровых технологий в Европе, — познакомил собравшихся с некоторыми результатами недавнего исследования, проведенного под эгидой Еврокомиссии Форумом по стратегической политике в области цифрового предпринимательства. Форум возлагает на «оцифровку» (digitization) бизнеса большие надежды с точки зрения решения важных социальных проблем, таких как безработица. Действительно, в результате трансформации компания становится более производительной, то есть для выполнения тех же задач ей требуется меньше персонала, но общее количество рабочих мест, как свидетельствует статистика, увеличивается, потому что растет бизнес в целом — в том числе, конечно, и в SME. А сегодня, как отметил Хиггинс, это 99% всех предприятий Европы.

Цифровая трансформация происходит неравномерно: есть передовые отрасли, и есть более консервативные. Размер тоже имеет значение — так, в компаниях, имеющих менее 250 сотрудников, уровень использования новейших цифровых технологий значительно ниже, чем в более крупных SME. При этом стартапы — самые маленькие предприятия — сегодня в большинстве случаев «оцифрованы» с момента основания. Норберт Кунц, управляющий директор Social Impact — существующего более 20 лет агентства по поддержке социального предпринимательства на ранних стадиях, — сказал, что у тех, кто сейчас участвует в программах агентства, «цифровое мышление встроено в ДНК». Труднее более зрелым предприятиям, созданным до прихода в бизнес облаков, мобильности, больших данных и т. д. Чтобы держаться в ногу со временем, предпринимателям предыдущего поколения нужно, по мнению Кунца, в некотором смысле снова стать стартапами, научиться мыслить, как они. Тогда им удастся воспринять современные технологии, понять, что может быть использовано, и успешно провести трансформацию.

Трансформация — сложная задача, и, как отметил во вступительном слове Штефан Хохбауэр, президент SAP SE в регионе Центральная и Восточная Европа (Middle and Eastern Europe, MEE), клиенты SAP начинают пересматривать свои процессы и рыночные стратегии только после того, как зададут себе главный вопрос: «Как мне остаться релевантным в качестве SME в моем специфическом типе бизнеса?». О подходе SAP к работе с SME-сегментом (сегодня это 80% клиентов компании) рассказал Берт Шульце, руководитель SAP по совместным инновациям с клиентами и партнерами. Ставка делается на демократизацию технологий, облегчающую создание новых малых фирм и позволяющую таким фирмам успешно конкурировать на рынке с более крупными и зрелыми компаниями. Соответственно для SME создаются простые, быстро развертываемые и доступные по цене решения, которые в зависимости от особенностей конкретного бизнеса допускают разные конфигурации и варианты лицензирования. Этим критериям полностью удовлетворяет облачное решение для онлайновых магазинов SAP Anywhere — незадолго да саммита было объявлено о его запуске в материковом Китае. Оно рассчитано на предприятия, имеющие от 10 до 500 сотрудников, и обеспечивает работу с цифровыми каналами продаж.

В заключение — коротко еще о двух проектах, представленных на саммите. Интернет-магазин Frisco в Варшаве торгует продуктами питания и сопутствующими товарами с доставкой (физического магазина нет). Окно доставки (то есть оговариваемый промежуток времени, в течение которого прибывает заказ) — один час, продукты всегда свежие. Используется решение SAP Business One, и под его управлением работает, в частности, склад, где полностью автоматизирована (наряду с другими операциями) комплектация заказов. Интегратором при внедрении SAP Business One выступал CompuTec — один из польских партнеров SAP, специализирующийся в основном на решениях для производственных предприятий; у него есть целый ряд проектов с интеграцией ERP и низкоуровневых систем автоматизации.

Медицинская лаборатория Labor Berlin уникальна с организационной точки зрения. Это дочернее предприятие двух главных берлинских клиник — Charité и Vivantes; одна принадлежит городу, другая — университету. Целью создания объединенной лаборатории была консолидация ресурсов, которая обеспечивала значительное сокращение расходов; но хотя экономическая целесообразность реорганизации ни у кого не вызывала сомнений (и впоследствии подтвердилась), принятие решения на административном уровне шло с большими трудностями и очень медленно. Когда автор идеи (а впоследствии директор Labor Berlin) доктор Флориан Кайнцингер получил наконец одобрение всех инстанций, проект оказался во временны́х тисках: бюджет выделили в конце лета 2010-го, а запустить новую лабораторию требовалось с начала следующего, 2011 года. Положение спасло облачное ERP-решение от SAP — оно было развернуто в начальной конфигурации за две недели, команда проекта получила дополнительно полтора месяца, и лаборатория начала работу в срок. Позднее штат лаборатории вырос, и к ERP-решению добавили облачную систему SAP по управлению персоналом — SuccessFactors. Эта конфигурация вплоть до настоящего времени идеально справляется со всеми задачами управления Labor Berlin; особенно ценно то, что программы работают в облаке, а значит, не требуют ИТ-инфраструктуры (и специалистов по ее поддержке) на местах: в новой точке достаточно подключить компьютеры к локальной сети, и можно сразу приступить к работе. Больше никакого ПО для управления бизнесом в лаборатории нет (разумеется, используются специализированные диагностические и медицинские программы — по соображениям безопасности они полностью изолированы от облака).

Если бы у участников проекта было больше времени, облачное решение вряд ли их вообще заинтересовало бы — в Германии до сих пор с некоторой настороженностью относятся к облакам, а в 2010-м недоверие было ещё сильнее. Но успех налицо, и сейчас доктор Кайнцингер говорит: «Я непременно снова пошел бы этим же путем».