Редакция Intelligent Enterprise провела круглый стол «Мобильные технологии в современном бизнесе», на котором обсуждались вопросы мобильной стратегии предприятий, проблемы повышения эффективности работы мобильных сотрудников, отраслевая специфика мобильных решений и вопросы мобильной безопасности. Вашему вниманию предлагается сокращенная стенограмма круглого стола.

Камилл Ахметов (Intelligent Enterprise): Се­го­дня мы хотим поделиться друг с другом и с аудиторией, с читателями журнала Intelligent Enterprise, нашими мнениями о том, как сделать корпоративный и мобильный миры еще чуть удобнее и немного ближе. Задать тон дискуссии я попросил нашего коллегу Анатолия Третьякова из компании Fujitsu.

Анатолий Третьяков (Fujitsu): Я постараюсь показать, почему именно сегодня тема мобильности настолько актуальна. Вспомним, что было двадцать лет назад, когда офисные работники стали массово использовать компьютеры, приложения для работы с документами, печатающие устройства, начали работать с электронной почтой и когда информацию, которая измерялась килобайтами и мегабайтами, они сохраняли на дискетах. А десять лет назад в массовом обороте появляются ноутбуки, речь идет уже о гигабайтах информации, электронная почта практически полностью вытесняет традиционную корреспонденцию, и люди начинают переходить с флэш­карт на общие сервисы или сетевые системы хранения данных, но работают все еще преимущественно в офисах.

Мы живем в очень динамичном мире, подверженном постоянным изменениям. Меняются условия жизни, меняются условия труда, в том числе и представление о традиционном рабочем месте рядового сотрудника. Я думаю, сегодня никто не будет отрицать, что организация рабочих мест с точки зрения ИT также претерпевает серьезную эволюцию. И в основе этого процесса, на наш взгляд, лежат два фактора — технологический и экономический.

С технологической точки зрения растет скорость передачи и обработки данных, появляются новые инструменты, возрастает влияние социальных сетей и т. д.

А с экономической очевидно, что за последнее десятилетие рынок существенно «уплотнился», приведя к значительному росту конкуренции. И в этих условиях перед бизнесом встают вполне определенные задачи, которые можно разделить на четыре основные категории: акселерация бизнеса, т. е. ускорение принятия решений и реализации изменений; получение дополнительных конкурентных преимуществ за счет внедрения инноваций; оптимизация операционной деятельности для повышения прибыльности; минимизация рисков, связанных с правовыми аспектами, с безопасностью и непрерывностью бизнеса. Все эти задачи должны быть учтены при разработке ИТ-­стратегии компании.

Если мы посмотрим на организацию работы в прошлом, то 90% времени сотрудники проводили в офисе. Там проходили совещания, принимались решения, готовились и подписывались документы. В рамках этой концепции офис обладал всей необходимой инфраструктурой. Выходя за его стены, сотрудник фактически выключался из рабочего процесса. С точки зрения ИТ такая модель обладала определенным набором преимуществ — управляемостью, безопасностью, относительно невысокой стоимостью поддержки. И всё вроде бы хорошо, кроме одного: модель эта не отвечает современным реалиям в части акселерации бизнеса.

Сегодня ситуация радикально изменилась. Люди могут работать в любом месте. Меня позвали на конференцию, я взял свое рабочее место, принес его и показываю вам свою презентацию. Многие работают в командировках, в отпусках. Мы пользуемся сотнями приложений, не только стационарными, но и приложениями на наших мобильных устройствах, которые помогают нам жить проще, экономить наше время.

Мы постоянно на связи. Современные коммуникационные сервисы уже хорошо развиты. В больших городах России повсеместно доступны Wi­Fi, 4G или 3G. Многие, проснувшись, сразу проверяют и Facebook, и корпоративную почту. Многие работают по ночам. Вот я привык работать с шести утра до шести вечера, а Камилл на мое вчерашнее письмо ответил мне в полпервого ночи. Мир стал мультиэкранным, мы работаем с одной и той же информацией с нескольких устройств. Мобильность пришла в наш мир, потому что и технологии, и люди созрели для нее.

Появились приложения, которые упрощают многие задачи. Сегодня каждый может позволить себе иметь облако для хранения данных, используя публичные и даже бесплатные сервисы, такие как Dropbox, чтобы хранить важную информацию, передавать большие информационные объемы коллегам и другим пользователям. Сегодня практически любую информацию можно получить с помощью пальцев, и для этого не надо никуда идти. Вы берете смартфон, заходите в «Яндекс» и в считанные секунды получаете ответ на любой вопрос. Мы постоянно на связи, мы потенциально постоянно готовы к решению любых задач.

По данным ведущих аналитических агентств, в среднем на каждого интеллектуально работающего сотрудника приходится три устройства. Порядка 65% персонала работают из разных мест либо им доводилось работать не только на своем рабочем месте. Количество приложений исчисляется уже сотнями, более двухсот наиболее популярных приложений используются на постоянной основе. И более 80% пользователей, имеющих доступ в Интернет по своим рабочим активностям, используют некоммерческие облачные сервисы, в том числе Dropbox, SkyDrive или похожие.

Благодаря тому, что мы не привязаны к рабочему месту, мы можем работать более продуктивно. По данным Forr­sights Networks And Telecommunications Survey, 50% пользователей работают из дома, 43% часто работают у клиентов, 40% предпочитают работать в пути, 32%, пренебрегая всеми требованиями ИТ-­безопасности, работают в общественных местах.

Что дает мобильность? Пользователям — возможность сэкономить время в пользу своей личной, частной жизни. Если пользователям удобно работать так и это не мешает их личным предпочтениям, они будут работать с удовольствием, они будут читать почту и в нерабочее время, будут отвечать на письма, постоянно будут на связи. При этом они не будут испытывать недовольства, им не придётся разрываться между семьей и работой. А вот ИТ-­службы приобретают головную боль, сложность обеспечения безопасности управления данными и неимоверное количество всё новых разнородных систем. У разных пользователей разные задачи, разный стиль жизни, разное отношение к работе. По концепции BYOD сотрудник имеет возможность использовать свое собственное рабочее место, по концепции CYOD — выбирает, с какими устройствами из предоставляемых компанией ему будет удобнее работать. Есть специализированные защищенные устройства, это актуально, например, людям, которые работают в полях или на производстве. У них такие планшеты, которые можно ронять, которые не боятся воды и работают в экстремальных погодных условиях. Дайте инженеру на заводе планшет с решением на основе дополненной реальности, чтобы он мог направить его камеру на любой узел и увидеть подсказку, как с этим узлом работать, чтобы не перекапывать снова и снова тонны документации, — насколько это повысит производительность труда?

Разница между мобильными управленцами и полевыми работниками останется — в силу различия требований и к устройствам, и к сервисам, в силу разных задач. Управленец постоянно должен быть на связи, ему необходимо принимать управленческие решения, его рабочее место, даже мобильное, должно оставаться максимально удобным. Управленцы не будут в поездках таскать десятикилограммовые ноутбуки в индустриальном исполнении, а полевые инженеры будут, потому что у них другая специфика — им надежность важнее.

Что сдерживает внедрение инноваций? Стандарты безопасности данных, не допускающие использования устройств, для которых нельзя управлять безопасностью сетевых подключений. Стандарты обслуживания инфраструктуры, не позволяющие использовать разнообразные устройства. Но поскольку препятствовать применению Android­, iOS­ и Windows Phone­-устройств, пожалуй, уже невозможно, приходится использовать новые инструменты управления. Один из них — облака, в которых ИТ­-персонал может динамически выделять пользователям ресурсы под нужные приложения и задачи. Фактически перед каждой ИТ-­службой стоит задача либо построить, либо использовать облачное решение и обеспечить безопасный, комфортный и бесперебойный доступ каждого пользователя к информации и приложениям в этом облаке.

Старая схема организации ИТ просто не оптимизирована для текущего ритма жизни, для текущих бизнес-­реалий. И чтобы привести ее в соответствие, нужно принципиально изменить подход. Поняв это, наши эксперты разработали концепцию, в центре которой находится не офис с его инфраструктурой, а сотрудник или рабочая группа с определенными требованиями к инструментам и ресурсам, которые позволили бы им выполнять задачи с максимальной эффективностью. В процессе проработки мы выделили основные факторы, способные повысить работоспособность сотрудников: круглосуточный и бесперебойный доступ к требуемым данным и приложениям; возможность работать с любого устройства, в том числе и личного — так называемая концепция BYOD; возможность эффективного взаимодействия не только внутри организации, но и с партнерами и клиентами; обеспечение должного уровня безопасности. Внедрение этих четырех компонентов рождает новый подход, который мы называем Workplace Anywhere. Его реализация дает существенные выгоды для бизнеса, в частности увеличение маневренности и гибкости, снижение эксплуатационных затрат за счет стандартизации и предопределенной настройки для каждой рабочей группы пользователей и в то же время — снижение рисков благодаря внедрению и постоянному контролю политик безопасности. Пользователям современный подход также предоставляет массу преимуществ, таких как удобство и возможность выбора, сохранение баланса между рабочей и личной жизнью; как следствие, мы можем наблюдать рост удовлетворенности и лояльности сотрудников.

Что будет еще через пять лет? Мы в компании Fujitsu попытались ответить на этот вопрос. Все рабочие места будут мобильными — не в том смысле, что все будут работать на своих смартфонах. Это значит, например, что при переходе сотрудника с одного рабочего места на другое не будет возникать никаких трудностей. Можно легко менять офисы, можно делить одно рабочее место. Люди будут ценнее технологий, а сами технологии станут настолько стандартизованы, что в работе, например, с электронной почтой уже неважно будет, корпоративная ли это почта, Google­-почта или iOS-почта. Некоторые агентства говорят, что у каждого будет два, три или четыре персональных устройства. Мы считаем, что будет одно центральное устройство, но обладающее возможностью интегрироваться одновременно и в домашнюю инфраструктуру, и в рабочую.

Большинство приложений будет использоваться в облаках, роль ИТ­-департаментов сократится, они станут следить за квотами, биллингом, безопасностью и т. д. ИТ-­ин­фра­структуры будут строиться по типу облака, так что из облаков можно будет потреблять любое приложение, при этом все сервисы начиная с оплаты услуг ЖКХ будут стандартизированы, как и их оплата. Не будет никаких тендеров на услуги поддержки рабочих мест — будет сервисный каталог этих услуг со стандартизированными ценами. По всем вопросам можно будет обратиться в «службу одного окна».

Кстати, логическим продолжением этой тенденции станет появление служб Print Your Own Device — вначале, конечно, на 3D-­принтерах можно будет распечатывать только самые простые детали, какие-­нибудь элементарные платы.

Борис Кулахметов (L’Oreal): Хотелось бы упомянуть и wearable computing. Мобильные инженеры скорее всего перейдут на работу с устройствами, которые можно не снимать, вроде компьютерных очков. Офисные сотрудники смогут участвовать в их работе, просматривая картинку и другие данные, транслируемые с этих устройств.

Что касается текущих проблем — в настоящее время мы переводим часть сотрудников на мобильный BYOD, потому что не хотим заниматься дополнительной работой по выдаче устройств, их контролю и проверке. Сотрудник, которому по той или иной причине неудобно работать с корпоративным устройством, в любом случае будет работать с собственным, и никакими штрафными санкциями это не лечится. Потому что если человеку некомфортно работать, у него возникают стрессовые состояния и понижается выживаемость в компании, и BYOD решает эту важную проблему, которая никак не монетизируется и не квалифицируется. От информационной системы зависит lifestyle человека в компании. Загнать его в очень тяжелый, неудобный lifestyle можно разными правилами и штрафами, но это будет работать только на закрытом рынке труда.

Павел Карасев («Кьези Фармасьютикалс»): Мы перешли на BYOD, когда заметили, что сотрудники используют смартфоны BlackBerry, которые были у нас корпоративным стандартом, только в регламентированное время, условно говоря, с девяти до шести. Тогда мы сказали им: используйте любые устройства, главное, чтобы они удовлетворяли минимальным требованиям, которые определяет MDM­-система для доступа к корпоративным сетевым ресурсам, обмена файлами, электронного документооборота. И после этого мы заметили, что люди стали больше работать, оперативнее отвечать на письма, быстрее принимать решения, что дела пошли быстрее и быстрее.

Даниил Мизун («Домашние деньги»): Мобильность — это не просто выдать мобильное устройство пользователям, и не просто обеспечить их планшетами и смартфонами. Мобильность — это подготовить инфраструктуру для того, чтобы с помощью удобного приложения с этого планшета можно было и меньше ошибок совершать, и удобнее работать. Устройство само по себе смысла не имеет. Мы тоже используем BYOD, но я хочу рассказать о нашей собственной разработке Digital Cash для персональных менеджеров, обслуживающих сеть наших клиентов. Это 4 тыс. пользователей, большинство — в регионах, и они не могут позволить себе покупку смартфона, при приеме на работу свой смартфон есть только у каждого пятого из них. Компания дает им смартфон с установленным приложением, и они пользуются им, чтобы проводить свои бизнес-­процессы. Мы обеспечили стандартизацию, безопасность и прочее, и люди получают рабочий инструмент. Офисных рабочих мест у них нет, по правилам компании они полностью обслуживают клиентов у них дома.

Вопрос из зала: Сколько вы потратили на приобретение смартфонов?

Даниил Мизун: Ничего не потратили, договорились с сотовым оператором, получили оборудование за трафик. По сути тоже облачная модель, мы позволяем людям работать с любого места и в любое время, с устройств с разными форм­факторами. Пока мы ориентируемся на смартфоны, но скоро определенным категориям сотрудников начнем выдавать планшеты, которые также приобретем за трафик.

Павел Карасев: Говоря о BYOD: однажды довелось столкнуться с проблемой управленческого фактора, когда управленцы не хотят или не готовы, чтобы их сотрудники имели доступ к ресурсам предприятия со всех устройств. Руководитель большого отдела сказал, что он не хочет выдавать своим сотрудникам ноутбуки, потому что нужно, чтобы каждый сотрудник каждый день с девяти до шести был в офисе и чтобы было видно, чем он занимается.

Борис Кулахметов: Это традиционная проблема, когда нехватка своей компетенции управления людьми перекладывается на ИТ, на офисные службы, на всех вокруг, кроме себя.

Николай Зайцев («Л’Этуаль»): Я был ИТ­-директором и сталкивался с подобными вопросами. С одной стороны, хочется дать сотрудникам полную волю, свободный доступ в Интернет и т. д. Но с другой — это может очень дорого обойтись. Например, если человек приходит со своим мобильным устройством и оно не защищено, корпоративной системе может быть нанесён колоссальный вред, и это огромная проблема.

Валерий Бучацкий (ГИПРОСОФТ): У нас, безусловно, есть потребность в мобильных технологиях, но возможности пока не созрели. Допустим, главный инженер проекта на каком-­нибудь совещании должен иметь доступ к большому объему информации. Чтобы защититься, чтобы отбиться от всех вопросов, мобильного телефона ему не хватит, поскольку там пока еще не реализована машинная графика. Когда люди ругаются друг с другом на совещании, перед ними лежит бумага, на которой они рисуют, потому что они привыкли так работать. Поэтому я делаю вывод, что функциональность мобильного телефона для нас пока еще не готова. Потребности строительной отрасли даже на настольных компьютерах еще не все реализованы, остаётся много проблем, которые надо решать.

Голос из зала: Скорее всего просто потребность еще не созрела. Если бы была потребность, могли бы уже создать необходимую функциональность. Не обязательно смартфон, прорабы могут плохо видеть, они живые люди, так дайте им планшет. Удаленный рабочий стол решает любые потребности человека, который работает на компьютере в полях. Это всего лишь вопрос создания информационной системы. Видимо, пока еще просто не дозрел этот вопрос.

Татьяна Николаева (Государственная Третьяковская галерея): В нашей сфере мобильные устройства нужны для того, чтобы облегчить пользователям доступ к произведениям искусства, к музейным предметам, к экспонатам. Это, во первых, аудиогиды. Во многих музеях уже можно вместо аудиогида использовать собственное мобильное устройство. Аудиогид говорит: «Подойдите к этой картине, посмотрите, а следующая картина — эта». Но есть совершенно другая технология, когда к каждой картине прикреплен маячок. Маячок реагирует на мобильное устройство, и вы получаете информацию о конкретном экспонате. Не вы идете за гидом, а гид вас сопровождает. И это универсальная технология, она работала бы и в магазине, где мобильный маячок сразу сообщит вам, что за товар лежит на этой полке, и т. д. Эта проблема мне кажется очень интересной, и она облегчает жизнь пользователям.

Николай Зайцев: Кроме того, подходя к картине, можно было бы сразу просмотреть ассортимент посвященных ей открыток, чтобы оплатить их на выходе.

Анатолий Третьяков: Мобильность провоцирует появление по­-настоящему мобильных устройств. Помните, сколько энергии тратил ноутбук три года назад? А с современным ноутбуком можно совершить трансатлантический перелет на одной зарядке батареи. Мы точно придем к тому, что наши телефоны и «умные» наручные часы будут работать без подзарядки неделю, и тогда можно будет постоянно обмениваться данными, генерировать большие данные служебной информации, и вот тогда уже начнется повсеместный сбор информации о покупательском поведении конкретных людей, об их предпочтениях. С помощью технологий по управлению Big Data можно будет существенно помочь поставщикам и упростить жизнь потребителям услуг или товаров.

Наталья Обухова (Intelligent Enterprise): Еще один возможный путь применения корпоративных мобильных устройств — дистанционное обучение. С помощью мобильного устройства можно обучаться где угодно, в любой точке мира. Причем для этого не очень нужны мобильные приложения, прекрасно работают мобильные версии сайтов, достаточно иметь любой стандартный браузер.

Камилл Ахметов: В заключение хотел бы отметить, что в теме мобильных технологий корпоративное и социальное настолько тесно сливаются, что очень трудно отделить одно от другого. Даже обсуждая корпоративные проблемы, мы все равно начинаем обсуждать социальные. Спасибо всем за интересную дискуссию, до новых встреч!